Мне сказали, что изучать фикх не так важно, и что лучше изучать хадисы. Расскажите, пожалуйста, так ли это?
3698

"Мусульманские учёные являются наследниками пророков"

"Мусульманские учёные являются наследниками пророков"

Ответ:

Талабуль Ильм (поиск знаний) является фардом (приказом) Аллаха после уверования в Аллаха, как передаётся в хадисе от Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

عَنْ أَنَسِ بْنِ مَالِكٍ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّي اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ قَالَ اطْلُبُوا الْعِلْمَ وَلَوْ بِالصِّينِ , فَإِنَّ طَلَبَ الْعِلْمِ فَرِيضَةٌ عَلَى كُلِّ مُسْلِمٍ , وَإنَّ الْمَلَائِكَةَ لَتَضَعُ أَجْنِحَتَها لِطَالِبِ الْعِلْمِ رِضًا بِمَا يَطْلُبُ   (العجلوني في كشف الخفاء:1\154 )    

Ищите знания, даже если потребуется поехать за ними в Китай, поистине поиск знаний является фардом для каждого мусульманина, и поистине Ангелы кладут свои крылья перед ищущим знания будучи довольны его поиском (из книги Аль-Аджалуни «Кашфуль Хафа» том 1, стр. 154).

Ильм является наследием Пророков, как говорится в хадисе:

عَنْ أَبِي الدَّرْدَاءِ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّي اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ قَالَ: إِنَّ الْعُلَمَاءَ وَرَثَةُ الْأنْبِيَاءِ، وَإنَّ الْأَنْبِيَاءَ لَمْ يُوَرِّثُوا دِينَارًا وَلَا دِرْهَمًا إِنَّمَا وَرَّثوا الْعِلْمَ فَمَنْ أَخَذَ بِهِ فَقَدْ أَخَذَ بِحَظٍّ وَافِرٍ   (سنن الترمذي:2682، سنن أبي داود:3641)

Мусульманские учёные являются наследниками пророков, поистине пророки не оставили после себя динаров и дирхамов, но они оставили знания, и кто возьмёт это знание истинно взял большую долю (Сунан ат-Тирмизи №2682, Абу Дауд № 3641).

Знание делится на две части: Ильм-ат-таухид (наука о вероубеждении), Ильм-аль-фикх (мусульманское право).

Основа в вероубеждении – крепко держаться Куръана и сунны и избегать новшеств, так же как сподвижники, табиины и наши праведные предшественники (да будет доволен ими Аллах).

А что касается фикха, то в нём есть огромное благо, как сказал Всевышний Аллах в Куръане:

يُؤتِي الْحِكْمَةَ مَن يَشَاء، وَمَن يُؤْتَ الْحِكْمَةَ فَقَدْ أُوتِيَ خَيْرًا كَثِيراً، وَمَا يَذَّكَّرُ إِلاَّ أُوْلُواْ الأَلْبَابِ.   

Он дарует мудрость, кому пожелает, и тот, кому дарована мудрость, награжден великим благом. Однако поминают назидание только обладающие разумом (сура аль-Бакара, аят 269).

Ибн Аббас (радыаллаху анху) сказал: значение слова мудрость в этом аяте означает знание ахкамов (решений) шариата из дозволенного и запрещённого (т.е. ильм-аль-фикх).

Аллах призывает нас к изучению фикха в своей Священной Книге:

فَلَوْلَا نَفَرَ مِنْ كُلِّ فِرْقَةٍ مِنْهُمْ طَائِفَةٌ لِيَتَفَقَّهُوا فِي الدِّينِ وَلِيُنذِرُوا قَوْمَهُمْ إِذَا رَجَعُوا إِلَيْهِمْ لَعَلَّهُمْ يَحْذَرُونَ

Почему бы не отправить из каждой группы по отряду, чтобы они могли изучить религию и увещевать людей, когда они вернутся к ним? Быть может, они будут остерегаться. (сура: аль-Тавба, аят:122)

Аллах возложил на факихов управление, увещевание и призыв, а это степень пророков, которую они оставили для алимов как наследство.

Пророк Мухаммад (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал:

الْعُلَمَاءَ وَرَثَةُ الْأنْبِيَاءِ

"Мусульманские учёные являются наследниками пророков".

После окончания Пророчества фикх является наивысшей степенью на все времена, и на это указывает смысл хадиса Пророка (саллаллаху алейхи ва саллям):

عَنْ مُعَاوِيَةَ بْنِ أَبِي سُفْيَانَ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّي اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ قَالَ: مَنْ يُرِدِ اللهُ بِهِ خَيْرًا يُفَقِّهْهُ فِي الدِّينِ  (صحيح البخاري: 71، صحيح مسلم: 1037)

Передаётся от Муавии ибн Абу-Суфьяна, Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: тот, кому Аллах желает блага, того Он делает алимом в религии (Сахих Аль-Бухари №71, Сахих Муслим №1037).

Как говорится в хадисе:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ أَنَّ رَسُولَ اللهِ صَلَّي اللهُ عَلَيْهِ وَ سَلَّمَ قَالَ:فَخِيَارُكُمْ فِي الْجَاهِلِيَّةِ خِيَارُكُمْ فِي الْإِسْلَامِ ، إِذَا فَقِهُوا   (صحيح البخاري: 3374)

Передаётся от Абу-Хурайры, что Пророк (саллаллаху алейхи ва саллям) сказал: наилучшие из вас во времена джахилии будут лучшими из вас в исламе, если станут факихами.

По этой причине алимы из сахабов и табиинов уделяли изучению фикха большое внимание.

Хадис – это основа для фикха, поскольку это один из источников для вынесения решений, наравне с такими источниками, как Куръан, иджма и кыяс, но для практики хадиса нам нужно решение факиха об этом хадисе – как его понимать и как именно его практиковать.

Поэтому современное мнение, что знания хадиса достаточно для практики, ошибочно и противоречит мнению саляфов.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle
Home