Реклама
Если появится возможность, то обязательно ли совершать Хадж в этом же году или можно совершить его позже? (Видео)
6604

В этом вопросе среди ученых есть разногласия. Абу Сахль аз-Заджаджи относительно данных разногласий пояснил так: это разногласие между имамами Абу Юсуфом и Мухаммадом (рахматуллахи алейхима). По мнению Абу Юсуфа (рахматуллахи алейхи) при появлении возможности (всех условий) обязательно (фарз) совершить Хадж в этом же году.

Имам Мухаммад (рахматуллахи алейхи) в свою очередь считал, что Хадж становиться обязательным, но не именно в этом году. То есть, человек может совершить Хадж как в этом году так и в последующие годы. Кстати, это же мнение разделял имам аш-Шафии (рахматуллахи алейхи). А от имама Азама (рахматуллахи алейхи) приводятся оба мнения, то есть и "становиться фарзом сразу" и "становиться фарзом без ограничения времени".

Для начала разберем позицию имама Мухаммада (рахматуллахи алейхи):

Всевышний Аллах вменил в обязанность Хадж без ограничения времени. И в суре Али Имран (аят 97) сказанно:

وَ لِلّٰهِ عَلَى النَّاسِ حِجُّ الْبَيْتِ مَنِ اسْتَطَاعَ اِلَيْهِ سَبِيلاً

И перед Аллахом (лежит обязанность) на (всех) людях (совершить) паломничество [хадж] к Дому, – для тех, кто в состоянии (совершить) к нему путь.

Что касается времени выполнения, то в Коране сказанно:

اَلْحَجُّ اَشْهُرٌ مَعْلُومَاتٌ

"Хадж совершается в определенные месяцы"

Таким образом мы понимаем, что Хадж можно совершить в любом году своей жизни в определенные месяца. Коран не ограничивает нас временем, следовательно утверждение о том, что Хадж обязательно совершить в этом году (в определенном году) является без основательным.

Так же следует отметить, что завоевание Благословенной Мекки произошло в 8 году по хиджре, а Хадж наш любимый Пророк (салляллаху алейхи ва саллям) совершил лишь в 10 году. Если бы Хадж был поклонением, которое следует выполнять немедленно, то Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) не отложил бы его выполнение.

Но как мы уже упоминали выше, от имама Абу Ханифы (рахматуллахи алейхи) по этому поводу приводятся два риваята. Но наиболее достоверное, это то что Хадж совершается без отлагательств, в этом же году.

А теперь давайте перейдем к позиции имамов Абу Ханифы и Абу Юсуфа (рахматуллахи алейхима): Приказ совершения Хаджа не конкретизирован определенным временем. То есть имеется возможность совершить его как сразу, так и в последующем. Но более безопасным будет совершить его в этом году (сразу как появилась возможность). Ибо откладываю совершение Хаджа в долгий ящик может привести к тому, что человек по каким либо причинам упустит возможность совершить паломничество.

Итак, если взять мнение имама Мухаммада (рахматкллахи алейхи) то будут те, кто имея возможность будет откладывать выполнение Хаджа, и это может принести ему вред. А если взять второе мнение о немедленном выполнении, то это будет более безопасным. Кстати мнение имам аль-Худа Абу Мансура аль-Матуриди (рахматуллахи алейхи) таково же. По его мнению любое повеление (мутлак) без определения времени, следует относить к ближайшему времени (т.е. сделать сразу).

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Социальные комментарии Cackle
Home