• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Забытый взлет исламской экономической мысли

Время чтения: 11 мин
4315

 

Как сегодня развивается исламская экономическая мысль в России? Откуда мы обычно получаем знания о том, что такое исламская экономика и финансы, исламская бизнес-этика и исламские принципы благотворительности? Мы получаем эти знания из книг, переведенных с иностранных языков: английского, арабского, языка бахасса (Индонезия), урду (Пакистан) и т.д.

Также знания об исламской экономике мы получаем на различных семинарах, организуемых в России приезжающими специалистами из Малайзии, арабских стран, Пакистана и т.д. Откуда еще? Также в России есть несколько специалистов, обучавшихся исламской экономике в указанных странах и теперь передающих знания своим соотечественникам.

Когда мы смотрим на историю развития исламской экономической мысли, представляемую в учебниках, переведенных с иностранных языков, мы видим, что, по мнению авторов этих учебников, исламская экономическая мысль начала развиваться совсем недавно.

В этой связи интересно мнение Зарипова Ислама Амировича, старшего научного сотрудника Центра исламоведческих исследований Академии наук Республики Татарстан. Он также участвовал в работе секции «Экономика и право» на Пятом Международном симпозиуме «Исламская культура в Волго-Уральском регионе» прошедшем в Казани с 9 по 12 июня. В своем докладе он раскрыл традиции экономической мысли татарских богословов в конце XIX - начале XX вв.

По мнению Ислама Зарипова, сегодня для нас особенно важно понимать, что все те проблемы, которые мы сейчас поднимаем, уже более ста лет назад поднимали наши предки. Они обсуждали и проблемы исламских банков, и проблемы исламской бизнес-этики, и проблемы исламского страхования и т.д. Но самое главное, они поднимали проблему практической реализации наших экономических принципов в условиях немусульманского законодательства. Именно глубокая теоретическая база позволила татарам в начале ХХ века стать одним из самых экономически развитых и европейски образованных мусульманских народов, а также способствовало их активному участию в российской и мировой экономической жизни.

Начиная со второй половины XIX века татарские предприниматели развивают бурную деятельность, и, несмотря на серьезные преграды со стороны русской буржуазии и самодержавного правительства, завоевывают  все новые и новые рынки, что позволяет им к концу XIX – началу ХХ вв. задавать тон не только в российской торговле, но и вести операции за рубежом в компании и наравне с солидными воротилами западного бизнеса Одним из существенных показателей развития татарских торгово-коммерческих структур является активная коммерческая и финансовая деятельность за границами Российской империи, причем не только в мусульманских  странах, но и в самых развитых капиталистических странах – Германии, Англии, США и Японии. Например, один из видных представителей торговой компании братьев Хусаиновых – столпов татарского делового мира – писал о себе: «Эта голова ворочает двадцатимиллионным состоянием, управляет собственной конторой в Германии, Америке, Лондоне и Париже».

Быстрое развитие промышленности в западных странах, и одновременное с этим колоссальное отставание мусульманского мира, а также формирование по соседству русской буржуазии заставляет передовых татарских богословов вернуться к истинному значению науки и экономики, промышленности и сельского хозяйства в исламе.

Распространенными стереотипами того времени, пропагандируемыми определенной частью духовенства, находящие подтверждение у некоторых средневековых богословов, являлись мнения о призыве Ислама к полному отрешению от мирского, поощрению отшельничества, порицанию богатства, запрете торговых отношений  с немусульманами и изучения нерелигиозных наук, а также многие другие стереотипы, тормозящие развитие науки и промышленности, и как следствие, мешающие обогащению и усилению мусульманской нации.

Передовые татарские богословы в своих работах легко разрушали эти надуманные стереотипы, приводя примеры из Корана и Сунны, жизни  первых поколений мусульман. Они призывают нацию к получению образования, получению специальности, работе и стремлению к успеху, приобретению богатства и благотворительности. Богатство и успех отдельного мусульманина, по их мнению, есть частичка богатства и успеха всей нации. Богатство рассматривается ни как цель, а как средство сохранения мусульманской нации и ее процветания.

Особое место в истории мировой экономической мысли занимает Муса Акъегетзаде. Благодаря популяризации своих идей в Османской империи, в которую он переехал в возрасте 24 лет, в Турции впервые начинает развиваться экономическая наука. Из произведений М. Акъегетзаде, изданных в Турции, известны три работы. Первая «Аврупа мядяниятеня бер назар» («Один взгляд на европейскую культуру (цивилизацию)» была издана в 1899 г. в Стамбуле в издательстве Джемаль Эфенди. В 1906 г. она была опубликована в России в журнале «Аль-‘асру аль-джадид», издаваемом в г.Уральске. В 1996 г. в г. Анкаре Турецким религиозным фондом в серии «Читай и задумайся» была вновь переиздана.

Вторая работа «Икътисад яхут илми серует: Азадеки тижарет ве усули химая» («Экономика, или наука о богатстве: Свободная торговля и способы ее защиты (протекционизм)») выходит в свет в Стамбуле в 1898 г. В архиве стамбульской библиотеки «Сулеймания» сохранилось ее несколько экземпляров.

Третья работа «Илми тижарет веяхут илми икътисад» («Наука о богатстве, или наука об экономике») была напечата в 1900 годом в Стамбуле. Решение об ее издании было принято Советом по Военному образованию, что означало признание ее официальным учебником для высших учебных заведений Османской империи.

Мусе Акъегетзаде занял в Османской империи место одного из основоположников экономической науки. Его рекомендации были использованы в программных документах, в решениях по вопросам внутренней и внешней политики Турции в 30-40-х гг. XX века.

Огромный вклад в публикацию экономических произведений внесла татарская пресса, начало которой было положено в 1905 г. На страницах многочисленных газет и журналов обсуждались различные проблемы, актуальные для татарского общества данного периода. Безусловно, одной из ключевых тем становится экономика. Помимо экономических колонок и специальных статей в различных общественных и религиозных периодических изданиях, с 1908 по 1913 г. издается первый специализированный экономический журнал «Икътисад» («Экономика»), основателем, редактором и издателем которого был имам г. Самары Мухаммадфатых Муртазин, получивший религиозное образование в казанском медресе «Марджания». Помимо религиозно-преподавательской и редакторско-издательской деятельности М. Муртазин являлся членом правления самарского кредитного банка и был одним из идеологов татарской буржуазии.

В первом номере журнала «Икътисад» («Экономика»), выпущенного в 1908 г., после программной статьи о цели выпуска журнала и стихотворения о важности богатства и имущества следует статья «Богатство и бедность», в которой говорится: «Вне всяких сомнений, что богатство очень хорошо для нации (миллят). Богатая нация может управлять другой нацией. Её слово везде может быть авторитетным. Она способна сделать для своих людей разнообразные благие дела.

Для народа всегда находится разнообразная работа, а немощные и инвалиды всегда сыты. Люди в общем веселые, доброжелательные и жизнь проводят в спокойствии и радости. Люди же бедной нации в поисках работы для пропитания идут в подчинение к другой нации и становятся ее рабами. Народ рассеивается и становятся бессильными. Общества и компании, не обладающие капиталом (мал), становятся беспомощными, не имеют сил противостоять натиску других, становятся банкротами и исчезают. Немощные и инвалиды ходят голодные и раздетые... Такая нация не сможет найти средства на реформы и прогресс. И ее, в конечном счете, ждет исчезновение».

Статьи журнала по исламской экономике можно разделить на следующие условные группы, каждая из которых требует отдельного исследования:

- Связь исламской религии и экономики (Например, статья «Ислам и экономика («Ислам вә икътисад»).-1909.-№ l.- стр.1-2);

- Описание экономического положения мусульман в различных регионах России и в целом по стране (Например, статья «Исламское богатство в России» («Русиядә ислам байлыгы»).-1909.-№7.- стр. 195-196).

- Описание экономического положения мусульман в других странах (например, статья «Мусульмане Китая» («Кытай мөселманнары»).-1911.-№8-9-10.- стр.294

- Банковские вопросы и проблема создания мусульманского банка (Например, цикл статей «Банковские вопросы» («Банк мәсьәләсе»).-1909.-№6.- стр.196-171; №7.- стр.203-205; №9.- стр.266-26);

-  Отношение ислама к акциям, облигациям, долговым бумагам, кредитам и векселям (например, статья «Виды кредита» («Кредит нәүгълары»).-1910.-№3.- стр.74-75.);

- Страхование (Например, статья «Страхование [торговых компаний]».-1910.-№°5.- стр.133-134);

- Нравственные вопросы исламской экономики (Влияние профессии на нравственность (һөнәрнең әхлаккә тәэсире) -1913.-№1.- стр. 13-14. Также: № 52, 217, 616, 856, 934);

- Религиозно-правовое обоснование дозволенности или запрета новых продуктов и веществ, технологий в промышленности (например, статья Минушева Мирзагабдрахмана «Изготовление изделий из рогов и костей».-1912.-№8.- стр.243-246);

- Создание кредитных товариществ (Исхаков Махмуд «Открытие общества по малым долгам [Бугульминский уезд, деревня Альметьевск]».-1912-№3.-Б.88. Автор журнала: имам  из Большого Шырдана  Махмуд Исхаков);

- Вопросы образования (например, статья «Программа для мусульманских школ» -1911.-№3.- стр.94-95).

Актуальная и сегодня проблема создания в России исламского банка была так охарактеризована одним из авторов журнала: «Нам, мусульманам России, составляющим 25-30 миллионов человек, ни на минуту не следует забывать о создании банка. Рано или поздно это должно быть сделано. Разрешение данной проблемы будет означать и решение вопроса об экономической жизни и смерти миллионов мусульман России».

Еще один экономический журнал на татарском языке выходил в Казани с 1912 по 1917 гг. под названием «Русия саудаси» («Торговля России»). Его издателем, как и коммерческого татарского календаря, был Ш. Шагидуллин. Основная цель журнала – указать мусульманам России пути развития национальной торговли и промышленности, увеличения национального богатства. Помимо прочих экономических вопросов в журнале были открыты разделы об экспорте и импорте, а также о страховании.

Журнал «Русия саудаси» («Торговля России») стремился вооружить читателей теоретическими и практическими знаниями в области экономики. Призыв учиться, повышать культурно-образовательный уровень, приобретать профессиональные знания и уметь вести дела на уровне требований сегодняшнего дня и прибыльно, шире использовать машины, новые методы производства и новую технологию, более совершенные формы организации и управления производством и торговлей, осознать необходимость, выгоду товариществ, акционерных обществ, союзов, открытие мусульманского банка – вот лишь некоторые из тем журнала.

Эти два журнала были специальными экономическими изданиями на татарском языке в начале XX века. Однако, как уже было отмечено выше, многие другие неспециализированные издания также не обходили стороной актуальные вопросы связи исламских постулатов и экономики. Из них хотелось бы особо выделить журнал «Шуро» («Совет») главным редактором которого был выдающийся татарский богослов и историк, в разное время занимавший пост кадия и муфтия Ризаэтдин Фахретдин (1859 – 1936 гг.).   В 22-х номерах журнала за 1915 - 1916 годы были опубликованы крупное монографическое исследование Мустафы Сайфульмулюкова «Проблема процента в экономической истории (II-ХIХ вв.)» и цикл модернистских статей Закира Аюханова «О ростовщичестве». Также в различных номерах журнала выходили статьи о банках, кредитных обществах, бумажных деньгах, процентах, страховании и даже лотереи.

Еще один журнал «ад-Дин валь-Адаб» («Религия и нравственность»), редактором которого был другой выдающийся татарский богослов, занимавший с 1917 по 1921 гг. пост муфтия Галимжан Баруди (1857 – 1921 гг.), также публикует на своих страницах статьи по исламской экономике. Здесь можно познакомиться с публикациями самого Г. Баруди относительно проблемы процента, банков и исламской экономики, а также с исследованиями в этой области другого видного татарского богослова Мухаммад Наджипа Тюнтари (ум. в 1930 г.).

Не обошел стороной в своих исследованиях вопросы исламской экономики и такой татарский исследователь как Муса Джаруллах Бигиев (1873-1949). В 1916 г. в Петрограде был опубликован его труд на старотатарском языке под названием «Закят». Это 96-страничное произведение не рассматривает, как указывает его название вопросы обязательной мусульманской милостыни (закят), а касается проблем банковского процента и кредитов. В этой работе можно найти взгляды мусульманских правоведов на проблему ростовщического процента с позиции Ислама, а также размышления экономистов и философов о банковском проценте и кредите.

Второе произведение М. Бигиева по проблеме банковского процента было напечатано уже в эмиграции в 1946 г. в индийской области Бахопал под названием «ар-Риба ва-л-бунук фи-л-ислам» («Ростовщичество и банки в Исламе»).

Еще одна работа «Та’мин ал-хайат ва-л-амлак» («Страхование жизни и имущества») была опубликована на арабском языке в 1944 г. в Бахопале.

Как мы видим, экономический взлет татарской буржуазии в конце 19-начале 20 веков имел под собой солидную теоретическую базу. И до тех пор, пока мы будем забывать об этом, мы вряд ли сможем достичь сопоставимых результатов.

По материалам статьи Зарипова И.А.

"Обзор публикаций татарских богословов по исламской экономике"

// Журнал Российского исламского института «Минбар». - 2011г. - № 1(7).

Социальные комментарии Cackle