• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Вода - это не только дар Аллаха, но и один из важнейших экономических ресурсов

Время чтения: 5 мин
4182

Мы все воспринимаем воду как дар Аллаха, не имея который мы не можем выполнять в нормальном порядке предписания Аллаха Тааля.

Если у нас нет воды, то мы не можем совершать омовение (вуду) для пятикратного намаза, не можем брать полное омовение, не можем иметь чистую одежду для выполнения молитвы, не можем очищать свой дом и территорию рядом с домом, не можем орошать наши поля и насаждения, в то время, как хлебопашество является весьма уважаемым видом деятельности, которым занимались и пророки (г.с.). Также мы не можем помыть наши руки, в то время, как мытье рук перед едой и после еды увеличивает баракат от еды. Один из самых известных подарков, который везут из Мекки паломники – это вода особого источника Зам-Зам. Мы, мусульмане, убеждены, что вода этого источника обладает особыми свойствами.

Итак, мусульманская община должна заботиться о том, чтобы у нее всегда была вода. При этом вода должна иметь не измененный запах, цвет, вкус, не иметь посторонних примесей. Такому набору условий не всегда удовлетворяет вода, текущая из наших кранов (иногда она бывает желтой от ржавчины, имеет различные привкусы и запах, бывает мутной от множества растворенных в ней газов). Может ли считаться омовение выполненным, если использовалась такая вода? Было бы неприятно в Судный День вдруг узнать, что из-за нашей небрежности в вопросах чистоты воды, множество наших молитв мы свершили, не имея должного омовения, совершенного такой вот неподходящей водой. Поэтому так важно, чтобы в дома мусульман и в местах омовения при домах Аллаха (при мечетях) всегда в наличии была действительно чистая вода.

Сегодня вода воспринимается не только как дар Аллаха Тааля, но и как один из важнейших экономических ресурсов. Ведь когда мы сегодня говорим о воде, то представляем себе не ту мутную жидкость, протекающую в наших замусоренных реках, а уже очищенную от сточных вод, сливаемых массово почти без очистки в реки и озера с заводов, фабрик, животноводческих ферм, городской канализации. Расточительное в целом отношение к природе царит в России – в воды ежегодно сливается до 17 млрд кубометров грязной воды.

При этом мы должны помнить о том, что очистка воды – дело весьма затратное. Перед тем, как поступить к нам в водопровод, вода проходит несколько степеней очистки, в нее добавляют вещества, убивающие микробы. При этом, эти добавляемые вещества должны до момента потребления нами улетучиться из воды, сделав свое полезное дело.

Насколько же ужасно видеть расточительность, когда многократно очищенная вода из кранов течет или даже просто капает. И это при том, что сегодня от нехватки воды в мире страдают около 700 млн человек в 43 странах мира, а к 2025 году эта проблема может затронуть более 3 млрд человек. А к 2030 году до 47% населения земного шара из примерно 9-10 миллиардов будут испытывать дефицит питьевой воды.

Конечно, нам, жителям страны, которая занимает первое место в мире по мировым запасам пресной воды, это кажется невозможным. Ведь только озеро Байкал содержит в себе 20% от мировых запасов поверхностных пресных вод! И это при том, что в соседнем Китае, совсем рядом от Байкала, значительная часть людей страдает от отсутствия чистой воды.

Достаточно расточительно выглядит практика, когда повсеместно вода из общей водопроводной сети, прошедшая несколько степеней очистки, расходуется на слив унитазов. Ведь для этих целей подошла бы и техническая вода, не столь качественно очищенная. Но для этого пришлось бы провести дополнительную систему водопровода. Естественно, что в заполярных регионах России сделать это сложно, но в южных регионах страны это вполне возможно.

Между братскими, вроде бы мусульманскими, странами есть целый ряд вялотекущих конфликтов, связанных с нехваткой воды.

Турция, например, соорудила 22 плотины и 19 крупных электростанций на реках Тигр и Евфрат, уменьшив сток этих рек вдвое. В результате Ирак, остающийся без воды, оказывается в весьма затруднительном положении.

Все мы привыкли к изобилию сельскохозяйственной продукции, поступающей в Россию и Турции. Но почему столько же сельскохозяйственной продукции мы не получаем из Ирака? А как в Ираке развивать сельское хозяйство, если эта вода идет на развитие Турции?

Палестина, Сирия, Иордания находятся в состоянии постоянного конфликта за воды реки Иордан. Основной сток этой реки контролирует Израиль, который ввел ограничения на потребление воды палестинцами. Сирия же, чтобы не допустить пополнения Иордана, протекающего через Израиль водой из реки Ярмук, отвела значительную часть вод реки Ярмук вглубь своей страны. Израиль, остающийся без воды, вынужден закупать воду в Турции, откуда она танкерами доставляется в израильский порт Ашкелон.

В странах Центральной Азии (братских нам Узбекистане, Таджикистане, Кыргызстане, Туркменистане и Казахстане) практически исчерпаны резервы водообеспечения. Две основные реки региона - Амударья и Сырдарья. Распад Советского Союза остро поставил вопрос о собственности на воду, так как она, наряду с другими ресурсами, оказалась по разные стороны государственных границ. Теперь проблема заключается в том, что более 80% всех запасов пресной воды в регионе контролируется Кыргызстаном и Таджикистаном. Эти страны могут контролировать сток главных рек региона, влиять на уровень воды в низовьях рек, используя построенные во времена СССР в верховьях рек водохранилища. Имея такой сильный экономический рычаг влияния, Киргизия и Таджикистан получают возможность давить на сопредельные страны: Узбекистан, Туркменистан и Казахстан. Ведь в трех последних из указанных стран население живет во многом за счет доходов от сельского хозяйства, а значит, в условиях жаркого климата, сильно зависит от количества воды в двух главных реках региона.

Недавно Кыргызстан начал экспортировать воду из ледников Тянь-Шаня в Германию. Канистра с ледниковой водой объемом 25 литров стоит в Европе 12 долларов.

Примерно две трети воды Азербайджан получает из соседнего российского Дагестана. При этом жители Дагестана сами испытывают значительный дефицит воды. И потребляя сельскохозяйственную продукцию из Азербайджана, мы понимаем, что развитие сельского хозяйства в Дагестане сдерживается именно потому, что значительная часть воды уходит в Азербайджан.

Социальные комментарии Cackle