• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Управленческое решение

Время чтения: 5 мин
3546

 

Наш дорогой пророк Мухаммед (с.г.в.) дал нам инструкции по решению множества экономических проблем. Вполне естественно, что не все экономические проблемы современности мы можем решить, опираясь лишь на примеры эпохи, когда Пророка (с.г.в.) выполнял свою миссию. Значит, мы нуждаемся не только в изучении собственно примеров экономического поведения Пророка (с.г.в.) и членов его общины, но и того, каковы должны быть правила или процедуры принятия экономических решений.

В большинстве современных учебников по менеджменту присутствуют разделы, посвященные теории принятия управленческого решения. В них раскрываются вопросы:

- кто должен принимать решения в организации? (может ли руководитель назначить сотрудника для принятия решений или все решения он должен принимать сам)

- когда надо принимать решения? (заранее, видя проблему опытным взглядом руководителя или лишь после того, как весь коллектив осознал проблему, созрел для ее решения и не воспринимает решение как «блажь» руководителя).

- опираться ли при принятии решения на свою интуицию или только на проверенную информацию и холодный расчет? (ведь часто решения принимаются в условиях недостатка информации, спешки и поэтому интуитивно вынесенное решение может оказаться более удачным)

- какое значение при принятии управленческого решения в ходе совещания имеет количество участников совещания? (если при принятии решения руководитель совещается, к примеру, всего с двумя-тремя сотрудниками, то они могут побояться высказать свое мнение по причине того, что если решение будет принято и реализовано и это не улучшит положение, а даже ухудшит, то этот сотрудник может стать объектом критики за свою некомпетентность. А если в совещании по принятию решения участвуют 100 человек, то они могут безответственно предлагать свои варианты и быть уверенными, что их, даже неудачные предложения не приведут к критике в их адрес).

Итак, обратимся к хадисам из сборника Бухари:

№ 1047 (2458). Передают со слов жены пророка, (с.г.в.), Умм Саламы, да будет доволен ею Аллах, что однажды посланник Аллаха (с.г.в.), услышал (шум) спора у дверей своей комнаты, вышел к (спорившим) и сказал: «Поистине, я − только человек, а (люди) приходят ко мне (со своими) спорами. И может оказаться так, что кто-нибудь из вас будет более красноречив, чем другой, и я посчитаю, что он сказал правду, и вынесу решение в его пользу на основании этого. Однако если я (по ошибке) решу отдать ему то, что по праву принадлежит (другому) мусульманину, это будет не чем иным, как частью (пламени) ада, так пусть он (сам) возьмёт это или откажется от этого». 

№ 996 (2307, 2308). Сообщается, что аль-Мисвар бин Махрама, да будет доволен Аллах ими обоими, сказал:

«Когда к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, прибыла делегация (племени) хавазин (, люди которого) приняли ислам, он поднялся со своего места. Они попросили его вернуть им их имущество и их пленных (, на что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Больше всего я люблю наиболее правдивые речи, выбирайте же одно из двух: либо пленных, либо имущество, так как я (и без того) отложил их (раздел)”, а (надо сказать, что) посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ждал их более десяти дней после своего возвращения из Таифа. Когда им стало ясно, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, вернёт только одно из двух, они сказали: "Мы выбираем наших пленных”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, встал среди (собравшихся) мусульман, должным образом воздал хвалу Аллаху Всевышнему, а потом сказал: "А затем, поистине, эти ваши братья пришли к нам с покаянием, и я посчитал нужным вернуть им их пленных, так пусть же тот из вас, кто захочет сделать доброе дело, так и поступит, а кто хочет подождать (получения) своей доли до тех пор, пока мы не выделим её ему из первой же военной добычи, которую дарует нам Аллах, пусть сделает (так)”. Люди сказали: "Мы (по своей воле) отдадим им (пленных) ради посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует”. Тогда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: "Поистине, мы не знаем, кто из вас согласен на это, а кто нет, возвращайтесь же, и пусть ваши старшины сообщат нам (о вашем решении)”. После этого (все) люди вернулись к себе и их старшины поговорили с ними, а затем они пришли к посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, и сказали ему, что они по своей воле согласны (отпустить пленных)».

Из текста первого из приведенных хадисов мы узнаем, что при принятии решения имеет значение красноречие. Поэтому это выступает для нас предостережением от принятия решений, основанных лишь на эмоциях, поиске рационального обоснования для того, кто принимает решение и отказа от незаконных притязаний претендентов, заинтересованных в том или ином решении.

Из текста второго хадиса мы видим, что Пророк (с.г.в.) не выносил необоснованных решений по распределению имущества и готов был ждать с его принятием, если в этом была обоснованная потребность (в данном случае, пока у заинтересованной стороны не созреет понимание своей заинтересованности и не будет возможности эту заинтересованность высказать).

Также пророк (с.г.в.) видя, что не все готовы согласиться с ним в отношении возврата пленных, дает им возможность посоветоваться с членами своих племен, т.е. опять же не принимать решений только на основании слов даже самого пророк (с.г.в.) и только на основании их личного мнения. Этим Пророк (с.г.в.) обеспечивает всестороннюю поддержку решения. Также через вовлечение в принятие решения дополнительного круга лиц, еще более информированных и влиятельных, он обеспечивает для принимаемого решения больше возможностей для реализации. Ведь принять управленческое решение может быть сложно, но еще сложнее обеспечивать его реализацию.

При этом Пророк (с.г.в.) дает им не только посоветоваться с другим кругом лиц, но и дает возможность сообщить свое решение через других лиц. Это дает возможность тем, кто обычно не отступает прилюдно от своего слова обойти эту субъективную проблему и дать им возможность кардинально изменить свою позицию без того, чтобы они посчитали себя униженными и принужденными силой к принятию невыгодного решения.

Социальные комментарии Cackle