Реклама
Экономика

Роль курайшитов в становлении исламской экономики

2707

Ислам развил и довел до совершенства торговую экономику, унаследованную от мекканских купцов периода джахилии.

Ислам развил и довел до совершенства торговую экономику, унаследованную от мекканских купцов периода джахилии.

Продолжение. Начало: Аравийский полуостров – колыбель исламской экономики: http://islam-today.ru/ekonomika/aravijskij-poluostrov-kolybel-islamskoj-ekonomiki/

Как известно, начиная с 8-го века исламская цивилизация стала процветать на территориях, расположенных на развивающихся, в тот период, торговых путях между Китаем и Индией,  а также на средиземноморских маршрутах Азии, Африки и Европы. Но фундамент данного процветания был заложен Всевышним Аллахом задолго до прихода последнего божьего Посланника (мир ему).

Арабы племени Курайш, к которому относился род Посланника Аллаха (мир ему), были купцами. Мекка в эпоху «джахилии» (в доисламский период) являлась не просто перевалочным пунктом торговых караванов востока и запада, но она также являлась важным религиозным, торговым и политическим центром западной части Аравийского полуострова. Капитал мекканских купцов основывался исключительно на торговле, так как они не имели собственного производства. Опорой этого капитала являлся институт аль-Харама - священной территории времени, где и когда индивидуум имел возможность свободно осуществлять свою торговую деятельность и обладал безопасностью жизни и имущества. Торговля была органически привязана к паломничеству – хаджу.

Предок Посланника Аллаха (мир ему), Хашим, был человеком, который вывел торговлю доисламской Мекки за пределы ее границ. Зависимость от границ Харама связывала руки мекканским купцам. Так, тот, кто не имел возможности должным образом обеспечивать финансирование своей торговли, зачастую был обречен на разорение. Когда кто-то разорялся, то он вместе со своей семьей уходил в пустыню, дабы не стать обузой для своего племени и никогда оттуда не возвращался. (Они называли этот вид самоубийства термином игтифад).

Хашим осознавал, что обычай игтифада разрушает общество. Однажды, когда один купец из рода бану Махзум намерился уйти в пустыню, Хашим вмешался и разъяснил своим братьям Курайшитам, что игтифад практически свел на нет их племя и, что они ослабели по сравнению с другими племенами арабов. В качестве выхода из этого положения он проявил инициативу о формировании бизнес-партнерства. Это партнерство по принципам аль-мудараба и аль-мушарака позволило сформировать не имеющий аналогов огромный караван, путем объединения многих торговых капиталов. А также оно обеспечило безопасность мелким инвесторам. Хашим, изменивший содержание организованных торговых капиталов посредством института иляф смог обеспечить вывод этих капиталов за пределы аль-Харама.

Иляф являлся важным институтом, который обеспечивал купцам доисламской эпохи выход не только к рынкам за пределами аль-Харама, но и за пределами границ Аравийского полуострова. В Священном Коране имеется непосредственное указание на этот факт: «Ради единения племени Курайш, единения их во время зимней поездки [в Йемен] и летней поездки [в Шам], пусть они (т. е. курайшиты) поклоняются Господу этого храма, который накормил их при голоде и избавил от страха» (Коран, 106). За разъяснениями смысла данной суры обратимся к комментариям к Корану, автором которых является Эльмалылы Хамди Языр:

«Согласно риваяту, переданному Ибн Аббасом (р.а.), Курайшиты с целью торговли зимой отправлялись в Йемен, а летом в сторону Шама (Сирию) в город Басру. Таким же образом, они с целью торговли, и не только, летом отправлялись в Таиф, а зимой мигрировали в Мекку. Членами иляфа (союза, договора) являлись четыре брата. А именно сыны Абд аль-Манафа: Хашим договорился с правителем Шама, брал у него лошадей, а так же его именем обретал безопасность в осуществлении торговли на территории Шама. Абд аш-Шамс договорился с правителем Хабаши (Эфиопии), а Навфаль с правителем Персии. Каждый из них брал с правителей тех мест, куда они отправлялись с целью торговли, документ, удостоверяющий законность их соглашения и обеспечивающий им безопасность. Своего рода – лицензию на осуществление торговых операций.

Этих братьев именовали муттаджирами (привилегированным купеческим сословием). Остальные купцы Курайшитов совершали торговые сделки, пользуясь именами этих братьев и, таким образом, весь род сумел обрести неприкосновенность и безопасность при торговле на обширных территориях региона. Арабский поэт периода джахилии разъяснил данный смысл в строках своего стихотворения, посвященного этим легендарным братьям:

О, человек, меняющий маршруты своих странствий
Почему бы не прийти тебе к семье Абду Манафа,
Которая заключила договора со всем миром
И путешествует согласно этому союзу.
Они богатеют, когда не найти разбогатевшего
Говорят гостям: «Милости просим»
У них смешиваются бедные и богатые из их числа
И бедные их словно в достатке.

Ислам развил и довел до совершенства торговую экономику, унаследованную от мекканских купцов периода джахилии. Запрет на ростовщичество не сказался отрицательно на торговом обороте, ибо были разработаны альтернативные методы финансирования и шариатские финансовые инструменты. А с завоеванием Персии в бюджет Исламского государства стали поступать огромные средства. Исламский капитал, который стал многократно расти как за счет своего внутреннего динамизма, так и за счет использования средств из вновь завоеванных территорий, сформировал такие формы организации, которые позднее были заимствованы европейскими купцами в качестве модели.

В результате крестовых походов европейские купцы принесли в свои страны формы договоров и модели предприятий,  и не только. Благодаря крестовым походам, европейцы позаимствовали множество научных достижений исламской цивилизации, включая математику, химию, медицину, астрономию и т.д. Они ревностно обучались арабской науке, для этого глубоко изучали арабский язык. Они позаимствовали у мусульман десятизначную систему и заменили громоздкую и неуклюжую римскую систему исчисления, арабской. Спустя некоторое время они привезли в Европу принцип двойной записи в бухгалтерии (приход-расход, актив-пассив). Возвращавшиеся с Востока купцы привезли с собой в Европу и Римское право или, как минимум, более систематизированную, чем где-либо на Западе, его форму, уже готовую к применению при осуществлении торговых операций

(Продолжение следует)

Ринат Габбасов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home