• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Развитие института вакфа в российской исламской традиции

Время чтения: 10 мин
3107

Развитие мусульманской общины России невозможно без развития мусульманами собственной системы образования. Собственной в полном смысле этого слова. В том смысле, что мусульмане должны сами материально обеспечивать свои учебные заведения (религиозные курсы при мечетях, медресе, исламские институты и университеты, проведение конкурсов чтецов Корана и т.д.). Многие столетия мусульмане использовали для этого вакуфное имущество. Упрощенно говоря, мусульмане жертвовали свои магазины для того, чтобы доходы от ведения в них торговли поступали на финансирование медресе, жертвовали дома, чтобы доходы, полученные от их сдачи в аренду поступали на финансирование религиозных курсов при мечетях и т.д.

Для обсуждения проблемы финансирования мусульманами своей системы образования мы встретились с Валиуллиным Камилем Хамзовичем, старшим научным сотрудником отдела исламской экономики и финансов Центра исламоведческих исследований при Академии Наук РТ. Он в 1990 году окончил юридический факультет КГУ, а в 2009 году закончил шариатский факультет Джарашского Национального университета Иордании по специальности исламская юриспруденция.

Г.В. Камиль Хамзович, расскажите о первых вакуфах, которые были учреждены в мусульманском сообществе.

К.В. Самым первым религиозным вакуфом в Исламе была мечеть Куба (قُباء), которая была основана Пророком (Да благословит его Аллах и приветствует) во время его нахождения в селении Куба (к югу от Медины), по пути переселения (хиджры) в Медину. В Куба Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) остановился в доме Кульсум ибн аль-Хидама (по другим сообщениям, он остановился у Сагда ибн Хайсама) и прожил там четыре дня, основав за это время мечеть и успев совершить там несколько намазов. В «Жизнеописании Пророка Мухаммада» Ибн Хишама об этом говорится: «Ибн Исхак сказал: «Пророк пробыл в Кубе у Бану Амр ибн Ауф в понедельник, вторник, среду, четверг, обосновал свою мечеть. Потом, по велению Аллаха, он ушел от них в пятницу. Люди из рода Бану Амр ибн Ауф утверждают, что он пробыл у них дольше. Аллах знает, что из этого было».

Следующим вакуфом считается мечеть Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует) в Медине. В «Жизнеописании Пророка Мухаммада» Ибн Хишама об этом говорится: «… Верблюдица пошла дальше. Когда подошла к кварталу рода Бану Малик ибн аль-Наджар, опустилась на колени перед дверью мечети, которая тогда была сушилкой фиников двух юношей-сирот из рода Бану аль-Наджар, потом из рода Бану Малик ибн ан-Наджар. Эти юноши находились под опекой Муаза ибн Афры. Когда она встала на колени, Пророк не сошел с нее.

Тогда верблюдица вскочила и зашагала еще немножко. А Пророк отпустил ее поводья и не поворачивал ее. Потом повернулась назад и вернулась на то место, где становилась на колени первый раз, и снова опустилась на колени там же. Потом она стала качаться на месте, вытянула шею и положила ее на землю. Тогда с нее сошел Пророк. Абу Аюб Халид ибн Зайд понес его седло и положил в своем доме. Пророк остановился у него. Он спросил о сушилке, кому она принадлежит. Муаз ибн Афра сказал ему: «Она, о Посланник Аллаха, принадлежит Сахлу и Сухайлу, сыновьям Амра. Эти сироты живут под моей опекой. Я им заплачу за нее. Так что ты сделай из нее мечеть».

Пророк приказал построить там мечеть. Посланник Аллаха жил у Абу Аюба, пока не была построена мечеть и жилище для него. На строительстве работал Пророк сам, чтобы побудить тем самым мусульман к участию в строительстве мечети. Там работали мухаджиры и ансары, работали усердно…».

Первый известный в Исламе вакуф, получаемый доход от которого  направлялся на благотворительность, является вакуфом Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует), состоящим из 7 пальмовых садов, который был самым огромным в Медине. Прежде они принадлежали еврею по имени Мухайрик, очень любившему Пророка (Да благословит его Аллах и приветствует). Мухайрик участвовал в битве при Ухуд, но перед сражением он сделал заявление, что если будет убит, то все свое имущество завещает Пророку Мухаммаду (Да благословит его Аллах и приветствует).

В «Жизнеописании Пророка Мухаммада» Ибн Хишама об этом говорится: «В числе убитых при Ухуде был Мухайрик. Он был из рода Бану Саалаба ибн аль-Фитяун. В день битвы при Ухуде он сказал: «О иудеи! Вы должны помочь Мухаммаду!» Они ответили: «Ведь сегодня – суббота». Он произнес: «Нет у вас никакой субботы!» Взял меч, свои боевые доспехи и сказал: «Если меня убьют, то мое имущество – Мухаммаду, пусть делает с ним, что хочет!» Отправился к Пророку и сражался вместе с ним, пока не был убит. Как мне передали, Пророк сказал: «Мухайрик – лучший из евреев». После его гибели 7 пальмовых садов перешли к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует), которые он пожертвовал в качестве милостыни, т.е. как вакуф.

Язид бин Харун передает от Хамида, а он передает от Анаса, который сказал:

"Были ниспосланы нижеследующие аяты:

لَنْ تَنَالُوا الْبِرَّ حَتَّى تُنْفِقُوا مِمَّا تُحِبُّونَ وَمَا تُنْفِقُوا مِنْ شَيْءٍ فَإِنَّ اللَّهَ بِهِ عَلِيم

«Никогда не достигнете вы благочестия, пока не будете расходовать то, что любите. А что бы вы ни издержали, - Аллах про это знает».

(Сура «Али ‘Имран», 3/92).

مَنْ ذَا الَّذِي يُقْرِضُ اللَّهَ قَرْضًا حَسَنًا

«Кто даст Аллаху хороший заем, дабы Он увеличил ему во много раз? Аллах сжимает и щедро дает, и к Нему вы будете возвращены!»

(Сура «Аль Бакара», 2/245).

После их ниспослания Абу Тальха пришел к Пророку (Да благословит его Аллах и приветствует) и сказал: «О Посланник Аллаха! Мой сад, находящийся в таком-то месте, я жертвую ради Всевышнего Аллаха. Могу ли я держать в тайне то, о чем объявил? Пророк (Да благословит его Аллах и приветствует) сказал: «Определи его для своих родственников».

Передают, что Ибн ‘Умар, да будет Всевышний Аллах доволен им и его отцом, рассказывал, что ‘Умару, да будет доволен им Всевышний Аллах, достались земли в Хайбаре, после чего он явился к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, за советом по этому поводу. Он сказал: «О Посланник Аллаха! Мне достались земли в Хайбаре, и они являются самым ценным из всего, чем я когда-либо владел». Он сказал: «Если хочешь, ты можешь завещать эти земли в качестве вакфа и раздавать их урожай в качестве милостыни». Тогда ‘Умар, да будет доволен им всевышний Аллах, отдал эти земли в качестве пожертвования и завещал, что они не могут быть проданы, унаследованы или подарены, и что их урожай может быть распределен между нуждающимися и родственниками, а также израсходован для освобождения рабов, осуществления необходимых мероприятий на пути Аллаха, обеспечения путников и угощения гостей, а что касается распорядителя этого имущества, то он также имел право отведать урожай, не преступая разумных пределов, или накормить своего друга, но не имел права сохранять даже часть урожая для удовлетворения собственных нужд. Этот хадис передали аль-Бухари и Муслим, и текст хадиса принадлежит последнему.

Г.В. Камиль Хамзович, приведите, пожалуйста, пример того, как мусульмане в условиях царской России жертвовали свое имущество для распространения знаний.

К.В. Учредители вакуфов жертвовали свои личные земельные участки с жилыми постройками, капиталы для строительства на них зданий мечети и медресе, жертвовали дома, торговые лавки, кладовые, чтобы доход, получаемый от них, направлялся на содержание зданий мечетей и медресе, обучение шакирдов, содержание учителей, мулл и муэдзинов, публикацию богословской литературы, жертвовали земельные участки в сельской местности, чтобы доход от него направлялся на нужды мечетей и т.д., т.е. вакуф в г.Казани распространялся в основном на мечети, медресе и печатание религиозной литературы.

Лавка на Сенном базаре была пожертвована для содержания мулл и муэдзинов мечети Г.М.Юнусовым в 30-х гг. XIX в. Приносила доход до 600 рублей в год (Медресе г.Казани XIX -  нач. XX вв.: Сборник документов и материалов /Отв. сост. Л.В.Горохова; сост. Р.А.Гимазова, Н.С.Горицкая, Н.А.Шарангина /Под общ. ред. Д.И.Ибрагимова. – Казань: Гасыр, 2007. Стр. 205.).

Дом Сафы Галикеева (ул. Московская, 56/8), первая половина XIX в. – двухэтажное полукаменное здание (второй деревянный этаж был обложен кирпичом), который наследники С.Галикеева в 1916 г. передали в дар первой соборной мечети «Марджани». Дом с дворовыми постройками общей стоимостью в 20 тыс. рублей имел участок земли площадью 874 2/3 кв. саж.

Дом А.Ю.Чукина – казанский купец второй гильдии Абдулвали Юсупович Чукин (1824-1896) завещал личный двухэтажный кирпичный дом на Екатерининской улице (ныне ул.Тукаевская, 58) в собственность мечети «Марджани». Однако при этом он выдвинул одно условие: доход, получаемый от аренды дома, должен был непременно поступать в распоряжение специально открытого при мечети мектеба, в котором бы получали полный пансион и начальное образование дети-сироты.

В качестве примера подобного завещания можно привести духовное завещание купца А.Ю.Чукина о передаче денежных средств на обучение малообеспеченных детей в приходском медресе

15 октября 1896 г.

Из нотариального духовного завещания умершего 26 марта 1896 года купца Абдулвалея Юсупова Чукина, утвержденного Казанским окружным судом 15 октября 1896 года к исполнению, следующего содержания:

Во имя Бога Всемилостивейшего и Премилосердного, исповедую единого Бога и пророка Мухамета. Я, нижеподписавшийся, казанский купец Абдул-Валий Чукин, находясь в здравом уме, твердой памяти и в полном праве по шариату, по собственной доброй воле, заблагорассудил составить настоящее духовное завещание, на случай моей смерти, которым завещаю:

]…[18) Благоприобретенный каменный мой дом, с строением при нем, состоящий в гор.Казани на Екатерининской улице, в межах домов: Адамова и Михайлова, за исключением каменного двухэтажного флигеля, бани, каретника, погреба, смежные с этим флигелем, и сада позади двора, после смерти моей сдать в аренду, а доход, получаемый с этого дома, сколько такового останется за уплатой повинностей, страховки и потребного по дому ремонта, употреблять на обучение при приходском медресе сирот детей беднейших мусульман, на содержание их и учителей их, на сколько человек позволят средства, с тем, чтобы им преподавалось одно только вероучение, а если для сего при медресе не окажется удобного помещения, то нанимать для этой цели особую квартиру

 ] …[ 19) Вышеуказанный каменный 2-х этажный мой флигель позади двора моего дома и смежные с тем флигелем службы: баню, каретник, погреба, а также сад позади двора предоставляю в пожизненное владение жене моей Асьме Шигиакберовой Чукиной, после смерти же ее флигель этот со службами также сдать в аренду, а доход с оного употреблять по усмотрению душеприказчиков для той цели, какая указана в 18 пункте сего завещания…

Для приведения настоящей моей воли в точное исполнение назначаю душеприказчиками: казанского купца Камалетдина Гимадутдинова и свияжского мещанина Габдул Шакура Якупова Чукина…

С подлинным верно: и.д.помощника секретаря Н.Попов.

С подлинным верно: старший делопроизводитель Иванов.

ЦГИА РБ, ф.И-235 (И-295), оп.6, д.87, лл.70-72об.[1]

Продолжение следует …


благотворительность /авт.-сост. И.К.Загидуллин и др.; отв. Ред. и авт. предисловия Н.С.Хамитбаева; под ред. И.К.Загидуллина. – Казань: Татарское книжное издательство, 2011. Стр. 666.

Социальные комментарии Cackle