• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Развитие автомобилестроения как рецепт преодоления безработицы и принудительного труда в Узбекистане

Время чтения: 5 мин
4648

 


Мировое мусульманское сообщество мы характеризуем сегодня как бурно развивающееся численно, но недостаточно развивающееся профессионально. Многие мусульмане не стремятся к лидерству в сфере инноваций и бизнеса.

На их фоне мусульманские страны бывшего СССР, будучи осколками великой державы с ее достижениями в сфере машиностроения, выгодно отличаются от Египта, Алжира, Йемена, Пакистана, Афганистана и других стран, где развиты в основном или добыча полезных ископаемых, или сфера услуг, или вообще ничего не развито.

Россияне знают об Узбекистане в основном в связи с тем, что граждане этой страны активно приезжают в Россию на заработки. Связано это с высокой рождаемостью и с тем, что новые рабочие места создаются там не так быстро, как происходит появление новых работников, т.е. налицо недостаток инвестиций. Ведь современное рабочее место стоит очень дорого. Это раньше для того, чтобы вывести человека из состояния безработного, было достаточно дать ему топор и отправить его рубить хворост и продавать его на базаре, как об этом повествуется в одном из хадисов нашего дорогого Пророка (с.г.в). А сейчас надо построить завод или фабрику, разместить там станки и другое оборудование, найти на мировом рынке заказы, что само по себе становится отдельной проблемой – ведь в мире сегодня производственные мощности загружены на 50-70%, а совсем не на 100%.

Поэтому в Узбекистане люди очень ценят работу и готовы работать много и упорно, чтобы ее не потерять, ведь в этом случае им придется уезжать с родины на чужбину в поисках работы.

Государственная власть и работодатели пользуются таким зависимым положением работников. В сезон сбора урожая хлопка, а также перед различными праздниками в объявленные субботники мы часто узнаем о массовом использовании принудительного труда на хлопковых полях, на очистке территории, даже на строительных работах. Говорят и пишут о принудительном труде школьников, студентов, сотрудников бюджетных организаций и даже банков.


Вполне обычной является практикой вызова сотрудников для работы по выходным дням. Частенько это происходит без оплаты. И хотя согласно Трудовому кодексу, работа в выходные и праздничные дни должна оплачиваться по двойному тарифу, этого, как правило, не происходит. Страх потерять работу сильнее, чем стремление защитить свои права. И не только права. Ведь ни для кого не секрет, что частенько за трудоустройство на более или менее стабильную работу, необходимо заплатить от нескольких сотен до нескольких тысяч долларов. Поэтому тот, кто теряет работу, теряет и свои первоначальные вложения.

Как же могут наши братья из Узбекистана преодолеть проблему безработицы? Естественно, весьма значительные трудовые ресурсы требуются в садоводстве и огородничестве. Но при существующем уровне технологий в отрасли, доходы работников будут не столь велики. Узбекистану, используя унаследованный от СССР достаточно высокий уровень образования (по сравнению с Афганистаном, Пакистаном и другими странами региона), пока этот уровень образования безвозвратно не потерян, надо развивать машиностроение, способное не только спасти людей от безработицы, но и дать импульс к развитию всего общества.

А ведь Узбекистан в свое время был единственной мусульманской страной, в которой было развито авиастроение (известный завод имени Чкалова). Сейчас авиастроение утеряно. Но автомобилестроение пока развивается, и, надеемся, будет развиваться в будущем. Нужно лишь найти инвестора и убедить его в прибыльности инвестирования в предприятия на территории Узбекистана.

Узбекистан связан с Южной Кореей большим объемом инвестиций, поступающих в развитие машиностроения. С 90-х годов началось активное сотрудничество с компанией «Дэу».

Производство автомобилей марки Damas B100 также было развернуто в те годы, а именно в 1996 году, на асакинском автомобильном заводе в Андижанской области. А с 2006 года началось производство автомобиля Damas B150.

Теперь же планируется ежегодно производить 40 тысяч автомашин «Damas» и запасные части к ним в Хорезмской области.

А на сентябрь 2013 года запланирован выход на рынок обновлённой версии Chevrolet Lacetti. Его главной особенностью должно стать не просто изменение внешнего вида автомобиля, а использование двигателя 1,5 узбекистанского производства!

Теперь, когда инвестор найден, основной проблемой является поиск рынков сбыта автомобилей из Узбекистана. Естественно, рынком могут быть только страны СНГ. Ведь не повезут же эти Дамасы и Лачетти в страны дальнего зарубежья. Поэтому открытие российского автомобильного рынка является основной проблемой, решение которой способно снизить проблему безработицы в Узбекистане. Облегчит Россия доступ узбекским товаропроизводителям на российский рынок – снизится в Узбекистане безработица и не будут его жители в массовом порядке искать счастья за границей. А не облегчит – то потекут к нам новые волны миграции из Узбекистана.

На заседании узбекско-российской межправительственной комиссии 13 декабря первый вице-премьер правительства Узбекистана Рустам Азимов «попросил» Россию отменить утилизационный сбор на импортируемые узбекские автомобили.


Узбекский вице-премьер Рустам Азимов сказал: «Мы просим российскую сторону принять соответствующие меры по созданию для узбекской автомобильной продукции условий, аналогичных условиям, созданным для российских автопроизводителей в Узбекистане, с тем, чтобы избежать принятия симметричных или ассиметричных мер, которые могут затруднить экспорт российской продукции на узбекский рынок». И из его слов не очень понятно, то ли он действительно просит, то ли угрожает невнятно.

Обращаясь с просьбой-угрозой об отмене утилизационного сбора, Узбекистан лоббирует интересы завода UzDaewooAuto, где собираются автомобили Daewoo и GM. Дилеры этих марок отмечают, что введение утилизационного сбора привело к подорожанию импортируемых из Узбекистана автомобилей, вследствие чего спрос на них упал.

Вчера, 17 декабря, в Узбекистан с рабочим визитом прибыл Министр иностранных дел России Сергей Лавров. Совсем недавно Узбекистан вышел из ОДКБ. Сделают ли российские власти шаги навстречу Узбекистану или ничего уже не вернет его в ОДКБ? А если так, то зачем открывать Узбекистану свой автомобильный рынок? Не лучше ли получить еще одну волну работников-мигрантов, готовых работать за невысокую оплату труда, дав таким образом еще один импульс к развитию в России таких отраслей, как строительство, ЖКХ и т.д.?

Социальные комментарии Cackle