• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Принципы работы исламских банков: принцип Мурабаха

Время чтения: 2 мин
9966

Мурабаха предполагает возможность реализовывать товар по закупочной цене с торговой наценкой, которая согласована обеими сторонами. Данная концепция преобразовывает традиционное кредитование в услугу купли-продажи, при которой кредитор приобретает товар в виде сырья, машин или иного оборудования на условиях отсрочки или рассрочки платежа, с учетом торговой наценки на товар, т.е. по более высокой цене.

Понятие мурабаха также известно как финансирование «издержки плюс фиксированная прибыль». В случае если эта концепция принимается исламским банком, то она выступает в качестве замены метода, при котором происходит разделение прибылей и убытков, и банк продолжает свою деятельность как хозяйствующий субъект, вовлеченный в сделки, связанные с куплей и продажей товаров.

Все правовые школы едины во мнение правомерности использования принципа мудараба в бизнесе. Однако мнения разнятся в отношении способов внедрения этого инструмента. Первое различие состоит в определении торговой наценки или же прибыли банка, когда товар перепродается клиенту. Второе отличие касается прав и предпочтений клиента, которые сталкиваются с высокой или необоснованной ценой за услугу. Ханбалитский мазхаб считает, что для целей определения цены на товар, продаваемый по методу «мурабаха», могут рассчитываться все понесенные расходы, связанные с товаром клиента. Но необходимо отметить, что банк должен проинформировать заказчика о полной стоимости товара и источниках дополнительно понесенных расходов. Шафиитский мазхаб отзывается в похожем ключе с одним лишь дополнением, что оплата банком товара третьей стороне не может быть включена в цену «мурабаха» без согласования с клиентом. Ханафиты более гибки и позволяют включать в цену товара все расходы, с которыми банк сталкивается при контракте «мурабаха».

Маликитский мазхаб делит расходы на три категории. К первой категории относятся расходы, которые могут быть добавлены к основной сумме товара (цена продажи товаров), и полученная цифра становится основой для расчета прибыли. Вторая категория расходов, это расходы, которые также могут быть включены в основную сумму товара, но не образуют основу для расчета прибыли. К третьей категории относятся расходы, которые не могут быть добавлены для расчета прибыли.

Согласно шафиитской правовой школе, если клиент обнаруживает, что продажная цена слишком высока или была повышена продавцом без оснований, а товар находится у него на руках, то он имеет полное право возвратить товар продавцу и вернуть себе деньги. Есть другое решение, при котором клиент оставляет товар себе и подает иск на продавца, требуя компенсировать переплаченную сумму. Такого же мнения придерживается маликитская правовая школа: приобрести товар по разумной цене или вернуть его. Ханафитские ученые полагают, что покупателю следует принять решение: смириться с ценой купленного товара или же вернуть товар и попросить возврата уплаченных средств. Но в случае, если товар не является более имуществом покупателя-клиента, то не остается иного выбора, кроме как признать покупку действительной (Saleh, 1986).

Социальные комментарии Cackle