• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Преданные сторонники развития индустрии халяль

Время чтения: 5 мин
3382

 

В прошлом материале «Почему молчат союзники развития питания халяль?» мы попытались указать на две группы участников экономических отношений, кровно заинтересованных в развитии индустрии халяль, но почему-то не проявляющих особой активности в этом деле.

Первая группа состоит из работников отделов кадров или отделов по управлению персоналом (где как называется), на которых возложены обязанности по сплочению коллективов, созданию корпоративной культуры,  объединяющей работников в едином трудовом порыве. Но они в массе своей не осознают, что невозможно реально заинтересовать работника в процветании фирмы, если он там находится на положении изгоя в плане потребления пищи. Поэтому работники каровых подразделений должны оказывать влияние на находящиеся в стенах предприятий столовые и другие точки общественного питания, чтобы они учитывали запросы мусульман и удовлетворяли их. Незначительные дополнительные затраты по расширению ассортимента меню могут принести значительные преимущества, связанные с повышением производительности труда.

А вторая группа состоит из всех организаций (в том числе бюджетных фондов), чьи затраты возрастают при увеличении заболеваемости населения при скудном и несвоевременном питании на работе, что обычно бывает, если работник не ходит в столовую, опасаясь харама, а ест на своем рабочем месте, разогревая пищу, принесенную из дома. В качестве примеров были приведены фонд обязательного медицинского страхования и фонд социального страхования. 

Сегодня же давайте зададимся вопросами:

- кто является самым преданным сторонником развития индустрии халяль?

- кто создает наиболее устойчивый спрос этой продукции и не получает никаких преимуществ от производителей этой продукции?

- почему производители халяль-продукции пользуются трудами своих сторонников, редко оказывая им какие бы то ни было знаки внимания? 

От кого кроме самих производителей халяль продукции мы слышим, что надо потреблять только халяль и сторониться харама?

Те из нас, кто посещают пятничную молитву, наверное, смогут вспомнить лишь отдельные случаи, когда имамы мечетей раскрывали тему халяль в своих пятничных проповедях. Если же они касаются этой темы, то лишь поверхностно.

Тема эта не может быть изложена в короткие 20-30 минут пятничной проповеди. Да и насколько глубоко это будет сделано? Ведь проблема состоит не только в том, кто и в каком состоянии будет забивать скотину, какие слова надо произнести в момент забоя скотины. Важно и то,  каким кормом откармливали скотину. А может кур кормили, к примеру, останками других куриц. Ведь на фермах кур потрошат и все кишки, лапы, кровь и некоторые внутренние органы обычно перерабатывают на корм другим птицам, еще подрастающим. А может кур кормили отходами животного происхождения, к примеру, мясом свиньи или продуктами, полученными из переработанной крови свиньи? Все ли согласятся кушать такую курицу?

Допустимо ли использовать ГМО при откорме или разводить генно-модифицированную скотину? Также важно знать, можно ли кушать кукурузу, если она генно-модифицирована, к примеру, с помощью гена коши. Ведь саму кошку нам есть нельзя.

Такой объем вопросов не всякий эксперт в области халяль способен осветить за 20-30 минут, а уж имаму мечети это сделать еще сложнее.

Не менее сложной проблемой является объяснение того, какие животные могут быть использованы в пищу. К примеру, часто мусульмане не кушают сыр, т.к. находят в нем определенные ингредиенты животного происхождения.  Может ли имам любой мечети привести из истории Пророка (с.г.в.) или сахабов примеры того, как мусульмане ходили к христианам и кушали ли они сыр в домах христиан. Но вот на вопрос о том, были ли в те времена ингредиенты стандарта халяль, позволяющие произвести сыр, не так легко ответить.

Также проблемно за 20-30 минут объяснить, почему не все мусульмане в мире имеют одинаковый список животных, дозволенных Аллахом Тааля в еду.

Один из достаточно простых вопросов Можно ли кушать конину?  Далее: можно ли кушать лягушку? Далее: можно ли кушать ящерицу или варана? И вообще: как глубоки различия между мазхабами в понимании стандарта халяль?

К примеру, если мы будем в путешествии в землях, на которых не ханафитский мазхаб, то не удивимся ли мы составу пищи, которую нам предложат, сказав, что это – халяль?  

А какие финансовые услуги нарождающихся исламских финансовых организаций можно признавать соответствующими стандарту халяль?

Итак, проблема халяль лишь на первый взгляд достаточно проста. А на деле не всякий выпускник Аль-Азхара способен четко раскрыть тему.

Именно поэтому в качестве наиболее преданных сторонников индустрии халяль стоит искать в исламских учебных заведениях. Только в рамках качественного учебного процесса можно раскрыть все тонкости проблемы. Именно преподаватели исламских учебных заведений генерируют в людях потребность есть только халяль и отказаться от харама. Они обеспечивают развитие спроса на халяль. Ведь в этом случае действует так же, как и в случае других товаров, старое правило «Сложно изменить потребление, но можно изменить потребности».

Пример действия этого принципа: если вы даже закроете все пивные заводы и не будете завозить пиво из-за границы, запретите продавать, но люди будут хотеть опьянять себя, то они начнут в своих домах сами изготавливать для себя пиво.

А вот если люди сами заходят бросить пить пиво, но заводы будут его массово производить, то просто это пиво не будет распродано и  завод закроется сам, разорившись.

Какой из вариантов действий практиковал пророк Мухаммед (с.г.в.)?

Именно поэтому мы должны признать, что наиболее экономически эффективно для предприятий, развивающих линейку продукции стандарта халяль искать поддержку своим начинаниям у учителей и учащихся исламских учебных заведений (курсы при мечетях, медресе, исламские вузы). Они, эти учителя исламских курсов при мечетях, в медресе и высших учебных заведениях, постоянно пропагандируют халяль как образ жизни, создавая потребность в развитии индустрии халяль.     

Социальные комментарии Cackle