• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему мало отличается экономическое поведение мусульман и немусульман?

Время чтения: 5 мин
3394

 

Наше экономическое поведение (умение быть пунктуальными при выплате долга и заработной платы, выполнении работы, умение быстро и справедливо разрешать трудовые конфликты, наши традиции поддерживать все лучшие начинания своих товарищей по работе и постоянно повышать свою квалификацию, относится к труду не как к проблеме, а как к возможности проявить себя в этом мире, нежелание быть обузой для других, а наоборот, участвовать в помощи беднякам и сиротам, наше желание избегать праздности и попусту тратить время ми многое другое) в теории очень связано с таким понятием, как экономическая культура. Под ней обычно понимают  часть общей культуры общества, представляющую собой совокупность экономических знаний, профессиональных навыков, хозяйственных ролей, норм, традиций, необходимых для осуществления экономической деятельности.

В формировании экономической культуры участвуют государство,  религиозные общины и крупные хозяйственные единицы.

Экономическая культура современного общества задает образцы хозяйственного мышления и поведения, обобщает практику приспособления к окружающей среде, разрешения разного рода конфликтов, а также стремление к идеалам. Основу экономической культуры закладывают социально-экономические интересы, выражающие необходимость, значимость, настоятельность и обобщенное опережающее требование удовлетворения потребностей; система ценностей, формирующихся как непосредственно в хозяйственной деятельности, так и вне ее; мотивационный комплекс (отношение к труду; отношение к потреблению; отношение к распределению).

Чем более важное место в культуре современного российского мусульманина будут занимать определенные нормы, к примеру, честность, справедливость, тем сильнее они будут воздействовать на экономическое поведение всех россиян. С увеличением доли мусульман в российском обществе должно измениться и отношение к справедливой зарплате, к честному и добросовестному труду и т.п.

В отсутствие в России мусульманского телевидения и радио, значительное влияние на формирование мусульманской экономической культуры оказывают интернет и мусульманская пресса.

В результате исследования ряда российских сайтов, выявлено, что наиболее часто обсуждаемыми темами являются исламские финансовые услуги, производство халяль-продукции, исламская налоговая система (в основном закят), принципы построения исламской экономики, правила торговли. Значительное место в самих текстах занимает обсуждение запретности отдельных направлений деятельности. Приходится констатировать, что помимо темы производства халяль-продукции, все остальные темы не являются ключевыми в экономической жизни современного мусульманского сообщества России.

Практически не затрагиваются такие темы, как отношение мусульманина к экономическому развитию всей страны, не раскрываются такие темы, как развитие конкурентоспособных производств, экономические основы социального развития (медицины, образования, культуры), науки, муниципального хозяйства, исламские аспекты бухгалтерского учета, вступление России в ВТО и т.д. Мало затрагиваются трудовые взаимоотношения в коллективе, взаимоотношения между предпринимателями, особенности маркетинга и менеджмента в рамках исламского сообщества.

Авторы обычно обходят стороной такие темы, как задержки заработной платы на предприятиях, уровень оплаты труда, причины снижения конкурентоспособности предприятий российской промышленности, сельского хозяйства, высокие различия в уровне экономического развития между странами, влияние коррупции  на экономический рост, способы выживания в условиях безработицы и высокой инфляции.

Мусульманский бизнесмен вряд ли находит на большинстве сайтов информацию, полезную для ведения собственного бизнеса, а наемный работник-мусульманин, вряд ли может найти полезную информацию о наиболее эффективных моделях найма на работу, поведения в трудовом коллективе, обеспечения своей старости и т.д.

В целом, экономическая культура мусульманского сообщества России не имеет оснований для значительных отличий от экономической культуры всего российского населения. Вполне понятны в этой связи негативные оценки мусульманским бизнес-сообществом работников-мусульман и оценки мусульманами-работниками мусульманских предпринимателей. Ведь ожидания формируются одни, а реальная экономическая культура сформирована другая.

Также имеет смысл затронуть такой аспект экономической культуры, как представления населения о наиболее желаемом образе национальной экономики.

Часть мусульманского сообщества России видит в качестве своего идеала такие богатые королевства и эмираты, как Саудовская Аравия, Бахрейн, Кувейт, ОАЭ, Катар. Большинство российских мусульман не имеет представления о том, что экономический блок законодательства этих стран весьма схож с законодательствами западных стран. Нормой для трудовых отношений этих стран является четкое разграничение коренного и некоренного населения вне зависимости от религиозной принадлежности трудовых мигрантов. Коренное население обладает намного более широкими экономическими правами, намного более высокими доходами, возможностями в сфере получения образования, медицинского обслуживания по сравнению с иностранными работниками, в том числе и мусульманами. Продвижение по служебной лестнице, возможности занятия определенных должностей на службе королю или эмиру, а также в бизнесе во многом определяются местом лица и членов его семьи в социальной иерархии. Сегодня практически невозможно предположить, что человек, даже мусульманин, не принадлежащий к роду короля или эмира из этих стран возглавит страну.

Также и в сфере финансовых отношений данные страны далеки от исламских идеалов: доля банков, страховых компаний, совершающих операции в соответствие с принципами Ислама не превышают 15-20%. В этой связи сложно считать оправданными воззрения на эти страны как на пример для подражания. Хотя понятно, что эти страны кажутся примером для подражания потому, что в представлениях мусульман России  доходы от продажи природных ресурсов распределяются в них более справедливо, чем в России.

Другая часть мусульманского сообщества России видит в качестве примера Пакистан, Судан. Эти страны официально на законодательном уровне заявили, что Ислам является основой экономики данных стран. Но эти страны в силу низкого уровня своего экономического и социального развития обеспечивают своим жителям весьма невысокий уровень доходов, медицинского обслуживания, образования, социального обеспечения. В результате невозможно предположить перенос на российскую почву не только полностью, но и частично экономической модели данных стран.   

Ряд представителей мусульманского сообщества России видят в качестве примера экономического развития Турцию и Малайзию. Экономический рост данных стран в значительной мере зависит от их взаимоотношений с западными странами. К тому же в данных странах российских мусульман привлекает именно модель сосуществования мусульманской общины со светским государством, обеспечивающим экономическое развитие.

Все это позволяет нам констатировать, что экономическая культура российских мусульман по ряду направлений находится лишь в стадии своего начального формирования.

Социальные комментарии Cackle