• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

О способах уменьшения вреда от автомобильных пробок

Время чтения: 5 мин
4668

 

Каждый раз, оказываясь в автомобильной пробке, наверное, каждого из нас беспокоит экономическая проблема: какое количество бесполезных выхлопных газов выдает автомобиль и как их уменьшить.

Конечно, нас может беспокоить и то, насколько мы опоздаем, т.е. сколько времени нашей драгоценной жизни мы потратим зря. Обе эти проблемы имеют непосредственное отношение к запрещенному в нашей религии расточительству: ресурсов и времени. Каждый день мы видим этот исраф, считаем его неизбежным следствием нашей жизни в городах. А есть ли где-то в мире такой прекрасный народ, который приблизился к выполнению предписания Ислама и победили исраф от дорожных пробок?

Хотелось бы съездить к этим людям и перенять их опыт по реализации исламских принципов недопущения расточительства.

Хотим мы этого? Дорого ли мы готовы заплатить за наше желание быть практикующими мусульманами? Ведь мы периодически разделяем мусульман на этнических и практикующих. Но может ли считаться мусульманин практикующим, если он практикует намаз и уразу, но при этом активно практикует и потребление пьянящих напитков? А если мусульманин практикует намаз и уразу, но при этом практикует расточительство, также являющееся запретным? Кто из нас готов сказать, что запрет на опьянение серьезен, а запрет на расточительство не серьезен или мы сами себе разрешили не обращать внимания на этот запрет?

Среди нас таких смельчаков, надеюсь, нет.

Нужно ли нам только на словах говорить о порочности расточительства, а на практике спокойно мириться с ним? Стоит ли уподобляться тем, чья религия ограничивается разговорчиками?

Как приятно, что борьба с расточительством у нас уже началась. По радио можно услышать информацию о пробках на дороге и объехать их. Разве это не свидетельствует о внедрении исламских принципов в жизнь? Разве это не радостное явление? Что же нас тогда должно радовать?

Во многих городах внедряются системы навигации для автомобилей, помогающие автоматически выбрать самый экономный маршрут. И это разве не внедрение исламских принципов в нашу жизнь?

Проектные институты годами разрабатывают планы дорожных сетей в городах, автомобильные развязки, места стоянок, разворотов, создают компьютерные программы, управляющие работой светофоров (ведь ни для кого, наверное, не секрет, что продолжительность времени красного и зеленого сигналов светофора – это результат долгих расчетов. Это позволяет максимально увеличить пропускную способность перекрестков и уменьшить время стояния в пробках). Кто платит всем этим людям? Кто финансирует это богоугодное дело? 

Приятно, что и в России на государственном уровне предпринимаются попытки оценить вред, проистекающий от нарушений исламских принципов в экономической жизни. По примеру США, европейских стран, Японии и ряда других стран уже сделаны первичные подсчеты вреда, наносимого расточительностью от дорожных пробок. 

Министерство транспорта России подготовило концепцию законопроекта «Об организации дорожного движения». Причиной этого стали большие потери российской экономики от пробок. Согласно подсчетам Минтранса РФ, потери экономики от пробок составляют 7-9% ВВП в год. Это примерно 4,1-5,3 трлн. рублей. Сюда входит «цена» низкой надежности и скорости перевозок, их высокой себестоимости, частых ДТП, роста выбросов загрязняющих веществ.

Какие затраты мы могли бы еще добавить? Ни для кого не является секретом, что выхлопные газы являются причиной развития и ужасных заболеваний, в том числе раковых. Вещества, содержащиеся в автомобильном выхлопе вызывают аллергию, астму, другие болезни. Кто должен платить заболевшему за нанесенный ему вред? Платить за лечение приходится из бюджета страны.

Мы всегда радуемся тому, что обнаруживаем в нашей религии то, что свидетельствует о знании нашим дорогим Пророком Мухаммедом (с.г.в.) проблем, которые появятся через много столетий после выполнения им своей миссии. Мы радуемся и тому, что Кусто обнаружил несмешивающиеся воды в океане, мы радуемся и тому, что узнали о пчелах и муравьях и многому другому.

Муслим приводит хадис:  «У веры семьдесят с лишним (или шестьдесят с лишним) ветвей. Высшая из них – это произнесение слов «нет божества, кроме Аллаха», а низшая – устранение препятствия с дороги. Стыдливость – это тоже веточка веры».

В сборнике хадисов Ан-Навави под номером 25 приведен текст, приводимый у Бухари и Муслима: «Каждый сустав из (суставов, имеющихся в телах) людей, должен давать садака каждый день, в который восходит солнце: проявление тобой справедливости (, когда) между двумя (людьми возникает спор,) есть садака, и оказание тобой помощи человеку, которого ты подсадишь на его верховое животное или которому подашь его поклажу, есть садака, и доброе слово садака, и за каждый шаг, который ты делаешь на пути к молитве, (тебе записывается) садака и устранение тобой с пути того, что причиняет вред (людям,) есть садака».

Итак, наша религия дает нам четкую инструкцию удалять с дороги все, что может принести вред другим людям на дороге (колючки, нечистоты, свой автомобиль). Также мы не имеем права самим быть препятствием для других. А можно ли угрожать физической расправой или смертью людям, призывающим тебя подчиниться исламскому по сути требованию убрать свою машину с дороги и не создавать пробок, ведущих к расточительности? Можно?

Интернет достаточно часто предоставляет нам возможность своими глазами видеть, кто и как, страдая от высокомерия, создает пробки на дорогах. Но перед Аллахом, высшими являются, конечно, наиболее богобоязненные. Национальность и цвет волос не имеют значения.

Справедливых людей, наверное, порадовала быстрая реакция Рамзана Кадырова, который дал однозначную оценку действиям жены и сына своего уже бывшего представителя в Москве. Хотя первоначально его подчиненные и не смогли выразить схожих со своим руководителем взглядов.

Так почему же люди, которых многие считают непрактикующими мусульманами и даже вообще не мусульманами, стараются внедрить исламские принципы в жизнь (очистить дороги от того, что несет другим вред), а те, кто считает себя мусульманами, угрожают им расправой и смертью? 

Надеемся, что и дальше руководители именно мусульманских регионов России будут подавать пример жителям всей страны по искоренению автомобильных пробок. Ведь какие бы широкие ни были дороги, многое зависит и от того, какое внимание уделяется сунне Пророка (с.г.в.) на дорогах. Это тоже будет уменьшать вред, порождаемый автомобильными пробками. И может одна из экономических проблем будет хоть частично решена благодаря вниманию к словам Мухаммеда (с.г.в.)?


Социальные комментарии Cackle