• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Неисламские традиции у мусульманских народов

Время чтения: 4 мин
4733

Во вторник, 20 ноября, в сквере имени Горького в Бишкеке (столица братского Кыргызстана) собрались активисты так называемого «чрезвычайного комитета по спасению отечества». Некоторые из них выкрикивали лозунги антиправительственного характера с требованием отставки всего руководства республики и президента страны Алмазбека Атамбаева. Но основным стремлением этого чрезвычайного комитета является не свержение правительства и президента, а прекращение деятельности коммерческих банков и ломбардов в стране, а также снижение ставок по кредитам. И для того, чтобы добиться своего, т.е. закрыть ломбарды и коммерческие банки, активисты этого «чрезвычайного комитета» собирались провести акцию самосожжения.

Самосожжение – это не опечатка. Сжечь себя грозились 40 человек - в основном, женщины старшего и преклонного возраста. Многие из них лишились части имущества, а некоторые лишились и жилья и всего имущества по решению суда в пользу финансовых организаций.

В парк Горького прибыли милиционеры и пожарные, которые затушили разведенный митингующими костер, поотнимали у женщин фляги и пластиковые бутылки с бензином, немного поучаствовали в начавшейся потасовке, отталкивая возбужденных женщин от костра, куда те грозились кинуться.

В этой истории в первую очередь бросается в глаза то, что люди, сдававшие в ломбарды свои ценности и бравшие кредиты в коммерческих банках под неподъемные для них проценты, считают, что пострадали от действий НЕДОБРОСОВЕСТНЫХ финансовых организаций. Они никак не могут понять и принять господствующую логику, в соответствие с которой эти ломбарды и коммерческие банки как раз являются весьма добросовестными организациями, исправными плательщиками налогов государству и работодателями для своих сотрудников. А вот именно эти заемщики и клиенты ломбардов ведут себя (в современной системе координат) неадекватно.

И за прошедший с предыдущих выступлений месяц члены «чрезвычайного комитета» совсем не приблизились к пониманию сути произошедшего с ними. Что же произошло месяц назад? А месяц назад члены «чрезвычайного комитета по спасению отечества» также проводили акцию протеста в том же сквере имени Горького в Бишкеке. Там даже был разбит «лагерь беженцев» из числа людей, лишившихся своего жилья из-за, как им кажется, неправомерных действий кредитных организаций. Тогда в акции протеста участвовали около 50 человек и продлилась она несколько дней.


В России мы тоже прекрасно понимаем, что так называемые ломбарды частенько фактически являются узаконенной скупкой краденного. Правда, не всегда туда несут то, что украдено у чужих людей. Очень часто наркоманы и алкоголики несут туда то, что своровали у своих же родственников, в своих же семьях. Весьма удобно для них. По утрам, иногда, там даже очереди собираются. Из тех, кому надо срочно раздобыть на дозу, а наличности нету. Такие вот особенности бизнеса.

Ну а коммерческие банки разорили в России совсем не меньше людей, чем в братском Кыргызстане. Однако до массовых акций самосожжения в России кажется не доходило, хотя традиции ритуальных самоубийств чисто географически россиянам должны быть более близки, чем жителям Кыргызстана, страны, подавляющее большинство которой составляют мусульмане.

Конечно, у нас, мусульман многие действия носят ритуальный характер. И омовение перед молитвой делается нами ритуально, даже если мы физически чисты, к примеру, если всего несколько минут назад мы вышли из бани или ванной. И жертвоприношение мы совершаем ритуальное, что является символом того, что мы готовы принести в жертву Аллаху Тааля даже своего ребенка, но приносим только овцу или корову. 

Традиции самоубийств, как считается, более других народов, свойственны финно-угорским народам. Отношение к самоубийствам у некоторых из них весьма простое. Некоторые пытаются найти в этом влияние генов, некоторые отсутствие воспитательной работы как в советские годы (пионерия, комсомол и т.д.), некоторые то, что эти народы в основном были язычниками (приняли христианство 200-300 лет назад и не всегда без принуждения) и не считали, что умерший человек попадет в ад, а считали, что он лишь перейдет в другое качество. В общем, теорий достаточно много.

Но иногда приходится читать примерно следующие рассказы: один человек обидел другого, и обиженный отомстил обидчику весьма своеобразно с точки зрения мусульманина – обиженный пошел в сарай к обидчику и там повесился (или застрелился, или перед домом обидчика повесился или застрелился и т.д.). Вроде бы логики никакой нет.

У обидчика вообще нет проблем – ведь теперь даже мести не надо бояться. Но представители указанных народов верят, что месть действительно сильная. Таким хитрым способом обиженный нанес, как им кажется, колоссальный удар по имиджу своего обидчика – навел проклятие на весь его род.  

Почему же вместо того, чтобы объяснять другим людям, что коммерческие банки занимаются ростовщичеством, что ломбарды занимаются скупкой краденного и поэтому их деятельность неприемлема, представители «чрезвычайного комитета по спасению отечества» из братского Кыргызстана  пытаются выйти на людное место и сжечь себя? То, что они верят в проклятие, которое падет на банкиров, владельцев ломбардов и членов их семей – вполне логично. Но вот то, что сами обиженные за свое самоубийство пойдут в ад – это бесспорно.   

Владельцы коммерческих банков, занимающихся ростовщичеством, ломбардов, наркопритонов, саун с интимными услугами, магазинов, торгующих алкоголем и табаком, салонов татуировок, салонов игровых автоматов и т.д. даже не заметят смерти обиженных. В их системе координат их деятельность нормальна. Именно систему координат и надо менять в первую очередь, а не в костер бросаться.

Автор: Галим Вахитов

Социальные комментарии Cackle