• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Международные мусульманские финансовые организации не справляются со своими функциями

Время чтения: 5 мин
3788

 

 

Аллах Тааля в Коране дал нам инструкции по тому, как мы должны взаимодействовать друг с другом. Должны ли мы пытаться выживать поодиночке или должны, преодолев внутренние противоречия, налаживать совместную хозяйственную жизнь, как и подобает братьям и сестрам. На эту тему говорят и множество проповедников, написано несчетное число книг и брошюр. Но как обычно, разговоры ведут одни люди, а реальные дела делают другие.

Появление средств массовой информации сделало сегодня доступным нам информацию и о нищете в Сомали, и о богатствах нефтяных монархов. Однако, что-то мешает каждому из нас лично отправиться в те страны, где мусульмане испытывают трудности, и помочь им своими руками. Значит, у нас должны быть механизмы коллективной поддержки тех, кто находится в затруднительной ситуации, хотя бы и в других частях света.

Насколько эффективны сегодня уже созданные механизмы экономического взаимодействия мусульманских народов?

18 декабря 1973 года на первой конференции министров финансов стран-участниц Организации исламская конференция (в настоящее время – Организации Исламского сотрудничества) был основан Исламский банк развития (Islamic Development Bank).

Он начал свою деятельность 20 октября 1975 г. Капитал банка образован за счёт взносов стран-учредителей, основными из которых являются: королевство Саудовская Аравия, республика Судан, государство Кувейт, Ливийская республика, Турецкая республика, Объединенные арабские эмираты, Исламская республика Иран, Арабская республика Египет, республика Индонезия, Исламская республика Пакистан.

В настоящее время членами банка являются 56 государств. Основным требованием для принятия в члены банка является участие в Организации исламского сотрудничества, уплата членского взноса в капитал банка и соблюдение правил, процедур, терминов, принятых Советом директоров банка.

Функции группы Исламского банка развития состоит в участии путём финансирования проектов экономического и социального развития в странах-членах: Азербайджан, Албания, Алжир, Афганистан, Бангладеш, Бахрейн, Бенин, Бруней, Буркина-Фасо, Габон, Гамбия, Гвинея, Гвинея-Бисау, Джибути, Египет, Индонезия, Иран, Ирак, Иордания, Йемен, Казахстан, Камерун, Киргизия, Коморы, Кот Д'Ивуар, Кувейт, Ливан, Ливия, Мавритания, Малайзия, Мали, Мальдивы, Марокко, Мозамбик, Нигер, Нигерия, ОАЭ, Оман, Пакистан, Палестинская автономия, Катар, Саудовская Аравия, Сенегал, Сирия, Сомали, Судан, Суринам, Сьерра-Леоне, Таджикистан, Того, Тунис, Туркменистан, Турция, Уганда, Узбекистан, Чад.

К сожалению, в настоящее время данную функцию (финансирования проектов экономического и социального развития в странах-членах) выполняет в этих странах в еще большем объеме такая организация, как МВФ – Международный валютный фонд. Свидетельством чего это является? Неспособности мусульман помочь братским народам? Желания немусульманских народов мира помогать развитию отсталых народов (стран, занимающих сколь-нибудь заметное место в технологическом и научном развитии, в списке членов ОИС нет).

Однако, МВФ не является благотворительной организацией или организацией, которая нацелена на всестороннее развитие мусульманских народов. Вот пример Сомали.

Сомали нуждалась в финансовых вливаниях из-за расходов, связанной с проигранной сомалийско-эфиопской войной. МВФ предоставил займы при условии проведения политики «жесткой экономии», закупок американского зерна и девальвации сомалийской валюты. Это разрушило традиционные связи между двумя основными секторами сомалийской экономики: «кочевой экономикой» (скотоводами) и «оседлой экономикой» (земледельцами и горожанами). Девальвация привела к резкому удорожанию цен на топливо и удобрения, а закупки американского зерна сделали невыгодным выращивание собственных зерновых культур. Крестьяне были разорены. Они не смогли покупать товары в городах, что разорило горожан. Те, в свою очередь, не смогли покупать мясо у скотоводов – и скотоводы были вынуждены пустить стада под нож, поскольку не имели денег на их содержание. Экономика страны рухнула.

Кроме того, по требованию МВФ были закрыты госхозы (существовавшие в основном в зонах орошаемого земледелия), что лишило государство основного (помимо налогов) источника доходов. А это, в свою очередь, уничтожило государственные социальные медицинские и образовательные программы. Государство не смогло платить зарплату госслужащим, что повлекло за собой развал госаппарата, а затем и гражданскую войну, унесшую приблизительно 60 тыс. жизней.

Но некоторым мусульманским странам все-таки приходится обращаться к МВФ. На днях МВФ выделил Афганистану 18,2 млн. долларов. Таким образом, к настоящему моменту Афганистану выделены 36,4 млн. долларов из 133,6 млн., запланированных на 2011-2014 годы. Естественно, что МВФ при этом требует от Афганистана уступок в различных вопросах, и не только экономических, но и политических.

Также Министерство финансов Афганистана и Всемирный Банк (еще одна международная финансовая организация) в воскресенье подписали контракт, связанный с ремонтом просёлочных дорог в стране.

Работы в рамках контракта включают ремонт просёлочных дорог и строительство мостов. Ведь на данный момент лишь 7 тысяч километров дорог являются доступными для автомобильной техники в любое время года. Ещё 5 тысяч километров находятся в удовлетворительном состоянии, а остальные нуждаются в ремонте. 

Также МВФ выделит Иордании кредит в 2 млрд. долларов на три года.

Правительство Иордании уже давно испытывает финансовые трудности, возникшие в связи с обострением политической нестабильности на Ближнем Востоке. В частности, из-за частых взрывов на газопроводе на Синайском полуострове Иордания была вынуждена искать альтернативные поставки энергоресурсов. А это вместе с высокими ценами на сырье и топливо на мировом рынке привело к незапланированному росту затрат. Свою роль сыграла также экономическая нестабильность во всем мире.

Также МВФ выдаст кредит Бангладеш в размере 987 млн. долларов.

Мера призвана повысить валютные резервы страны, снизившиеся после роста мировых цен на нефть. В рамках кредита, власти страны договорились об увеличении налоговых поступлений и сокращения субсидий своим производителям.

Итак, несмотря на наличие у отдельных стран с мусульманским населением значительных финансовых ресурсов, беднейшие мусульманские страны идут с просьбой о помощи к международным финансовым организациям. Должен ли мусульманский мир создать в этой связи дополнительные механизмы помощи наиболее бедным странам?

Социальные комментарии Cackle