• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Исраф, порождаемый современными трудовыми отношениями

Время чтения: 4 мин
3164

Значительные потери современное общество несет по причине того, что люди получают совсем не то образование, которое нужно в экономике

В материале за 2 мая был приведен отрывок из книги А.Баязитова «Отношение Ислама к науке и иноверцам», в котором Пророк Мухаммад (мир Ему и благословение Аллаха), как правитель мусульманского государства, лично занимался проблемой создания рабочего места для здорового человека, занимавшегося попрошайничеством. Из этого мы сделали вывод, что и современные правители по-отдельности и правительства стран в целом должны уделять проблеме занятости огромное внимание.

В той же главе «О пользе труда, промысла и о запрещены нищенства» книги А.Баязитова приведено следующее: «По преданиям Абу-Хурайра, Омар говаривал: «О, толпа бедных, поднимите ваши головы, приступайте к занятиям, беритесь за торговлю, так как путь для этого установлен и дорога открыта, не отдавайте самих себя в зависимость от других, не глядите в руки другим». Он же говорил: «ни один из вас не должен сидеть сложа руки и молить Бога о ниспослании богатства. Ведь вы хорошо знаете, что небо не дарит нас серебряными или золотыми дождями». (текст можно найти по адресу http://islam-portal.ru/upload/books/islam_nauka.doc)

Но со времен Пророка (мир Ему и благословение Аллаха) изменилось многое. И если тогда не требовалось длительно получать профессию, то сегодня, чтобы приобрести профессию и быть востребованным в экономике, нужно отучиться 11 лет в школе, отучиться в училище, техникуме или вузе. Общее время обучения для приобретения средней квалификации по отрасли может составлять по некоторым специальностям до 20 лет. Сейчас уже невозможно на средства, вырученные от продажи домашнего скарба безработного обеспечить получение им профессии. Значит, роль государства должна измениться, но оно по-прежнему не должно самоустраняться от регулирования этой сферы экономических взаимоотношений.

Значительные потери современное общество несет по причине того, что люди получают совсем не то образование, которое нужно в экономике.

С наших позиций, с позиций мусульман, это недопустимо потому, что мусульмане считают расточительность запрещенной (харам), мы всегда должны стремиться максимально отдалиться от расточительности, а значит - стремиться к максимальной эффективности своих затрат и вложений. И чем сильнее наш иман, тем сильнее мы должны стремиться искоренить расточительность.   

Современное образование и особенно высшее, требует очень больших затрат. В реальности наличие диплома о высшем образовании не дает гарантий трудоустройства по полученной специальности. После завершения обучения реализуют свои возможности по выбранной специальности менее половины закончивших обучение. Остальные либо устраиваются на работу, не связанную с полученной специальностью (около 40%), либо регистрируются в качестве безработных (10%). Т.е. мы можем выяснить объем средств, затраченных на финансирование системы высшего образования в стране (как средств самих студентов, так и средств государства), а затем половину этих средств считать потраченной впустую. Объем расточительности, которая абсолютно запрещена, является харам, тогда нас просто возмутит. А при этом большинство организаций всех секторов экономики испытывают серьезные проблемы с обновлением кадров. Средний возраст работников в индустриальном секторе превышает 52 года и продолжает расти. Это ведет к снижению производительности труда, профессионально-квалификационного уровня, падению трудовой и производственной дисциплины.  

Но как привлечь работника в производство, сельское хозяйство и другие отрасли? Ведь молодежь даже не хочет учиться на профессии, требуемые в этих отраслях. Молодые люди и их родители выбирают совершенно другие профессии: экономиста, юриста, государственного служащего. И система коммерческого образования с удовольствием подхватывает их стремление. Как грибы после дождя повырастали с середины 90-х годов коммерческие вузы, выпускающие экономистов, юристов и служащих. В результате дисбаланс на рынке труда все больше увеличивается – коммерческие вузы ведут на деньги студентов образовательную деятельность, затем выпускник уходит в никуда. Средства потрачены в холостую, общество не получает работника, а может быть получает безработного, которому надо выплачивать пособие по безработице.

Встает вопрос о том, а может ли вообще молодой человек и его родители понять тенденции на рынке труда, спрогнозировать, специалист с каким образованием понадобится в экономике через 5 или 10 лет? Ответ очевиден. Спрогнозировать они не могут, а значит, система обречена на расточительство времени молодости, денежных средств семьи.

 Но ведь и сами работодатели не могут спрогнозировать потребности своих предприятий в работниках. Каков их горизонт планирования потребности в работниках? Обычно они могут планировать свои потребности в работниках на период от одного до трех лет. Именно поэтому примерно две трети работодателей вынуждены идти на дополнительные затраты времени и средств для «доучивания» выпускников образовательных учреждений. В секторе деловых услуг работодатели считают нужным переучивать 43-54% нанятых выпускников, в промышленности – 24-38%. В этой связи предприятия перестают ценить высшие учебные заведения – раз им самим приходится доучивать молодых работников.  

Итак, с наших позиций, современная система отношений на рынке труда, включающая в себя ориентацию человека только на свой личный выбор при выборе своей специальности, несет экономике огромные невосполнимые затраты. В этой сфере царит расточительность, т.е. харам. Поэтому, если мы ратуем за реализацию в экономике и общественной жизни исламских принципов, мы должны предложить механизм взаимной увязки потребностей экономики в специалистах и работы всей системы образования. И этот поиск и будет реальным шагом к внедрению элементов исламской экономики в нашу жизнь.

Перевод: Islam-today.ru

Социальные комментарии Cackle