Реклама
Экономика

«Исламский торговый счет» на Forex: возможно ли такое?

9030

Исламские финансовые институты в России медленно, но верно развиваются. И хотя прежде об этой теме были одни лишь разговоры, в последнее время теоретические знания начали воплощаться в практические действия. К примеру, уже зарегистрированы и успешно осуществляют свои операции такие финансовые дома как ФД «Амаль» в Республике Татарстан и ФД «Масраф» в Республике Дагестан, товарищества на вере ТнВ «Юмарт-Финанс» в Республике Татарстан и  ТнВ «Ляриба-Финанс» в Республике Дагестан.

В 2013 г. ОАО «Сбербанк России» привлек в общий пул 600 млн. долл. от компании из Объединенных Арабских эмиратов «Invest AD», а крупнейший после «Сбербанка России» коммерческий банк Республики Татарстан ОАО «АКБАРС» Банк уже дважды привлекал исламские финансы по операции мурабаха (в общей сложности на 160 млн. долл.).

Однако, вместе с этими положительными ростками, в виде зарождающегося сектора исламских финансов, стремящимися вырасти и превратиться в целые деревья, на исламском финаносовом рынке начали произрастать и сорняки. Пока в России нет ни одного полноценного исламского банка или исламского «окна» в традиционном банке, на горизонте появились дельцы, предлагающие под видом исламских операции, противоречащие Шариату.

Например, недавно натолкнулся на контекстную рекламу, предлагающую открыть торговый исламский счет на Форексе. Заинтересовавшись предложением я перешел по ссылке на страницу, на которой огромными буквами было написано: «Беспроцентный исламский счет для торговли на Форексе», а также указано, что якобы данный бизнес «отвечает требованием Шариата относительно процентов и банковских операций».

Полистав по лэндинг-пейджу кипрской компании, предлагающей данные услуги, в самом низу страницы я обнаружил надпись, оставленную столь мелкими буквами, что даже не читаются без специального увеличения: «ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ О РИСКАХ: Торговля контрактами на разницу цен происходит с использованием дополнительных кредитных средств, что связано с высоким риском и может привести к потере всего вашего капитала»

Возможно рекламодатель не в курсе, что еще в 2012 году даже в такой стране как Малайзия, где исламские финансовые институты получили наибольшее развитие и в которой положения Шариата относительно исламских финансов и банкинга трактуются наиболее либерально (в отличии от ближневосточных экспертных шариатских советов по исламским финансам), исламские ученые осудили торговлю на Форексе.

Так,  Малазийский национальный совет по фетвам постановил, что торговля на валютном рынке (Форекс) для мусульман запретна. Председатель совета Тан Шри Абдул Шукур Хусин заявил: «Исследование, проведенное комитетом, выявило, что такой трейдинг подразумевает спекуляции валютой, что противоречит исламскому закону».

По этой причине национальный совет по фетвам решил, что для мусульман участие в таком трейдинге является харамом. Муфтий ЮАР Сухайл Тармахомед, придерживающийся ханафитской школы, также вынес фетву о запретности Форекса

Те, кто знакомы с концепцией исламских финансов, конечно же, в курсе, что на Форексе присутствует риба (ростовщичество) в виде отсрочки обязательства по физическому предоставлению валюты. А согласно Шариату торговля валютой должна осуществляться из рук в руки (физически, а не виртуально) и не должна производиться с отсрочкой. Кроме того, в Исламе запрещены сделки с повышенным и неоправданным риском или большой долей неопределенности (гарар) а также азартные игры и их подобия (майсир).

Спекуляция же на валютных биржах, особенно с использованием кредитного плеча (когда риски непомерно возрастают вместе с ростом вероятной прибыли), является подобием азартной игры и потому считается запретной. Поэтому для тех,  кто занимается валютными спекуляциями на Форексе, с точки зрения Шариата нет никаких оправданий и подобные торговые счета недопустимо называть исламскими.

Откуда же берутся смельчаки, называющие «исламскими» сомнительные или запретные финансовые операции? Возможно, предприниматели, подавшие рекламу об исламском торговом счете просто не разбираются в Исламе и в концепции исламских финансов, искренне считая, что их деятельность соответствует Шариату. Но в таком случае им необходимо напомнить, что получение знаний по Исламу в области торговых и финансовых операций для тех, кто этим профессионально занимается, является обязанностью (фардом). Если же они намеренно искажают положения Ислама, ища в этом мирскую выгоду, то их необходимо предупредить о суровой ответственности в Судный День перед Всевышним Аллахом тех, кто считает запретное дозволенным.

Директор РЦИЭФ (Российского центра исламской экономики и финансов)  Ринат Габбасов

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home