• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Исламский банкинг как историческое право мусульман России

Время чтения: 4 мин
5004

В то время, как исламская экономика и финансы демонстрируют стремительное развитие во многих странах мира, и не только, в собственно мусульманских странах входящих в список 56 стран ОИС, Российская Федерация пытается найти законодательные решения для внедрения принципов исламского банкинга в правовое поле. Об этом неоднократно заявляла и руководитель Центрального Банка РФ Эльвира Набиуллина, и некоторые члены Совета Федерации и парламентских фракций.

Тем не менее, многим невдомек, что исламский банкинг не является чем-то новым для России. И дело не только в опыте работы исламского Бадр-Форте банка (проработал с 1991 по 2006 год), и даже не во множестве попыток запуска исламских финансовых учреждений в существующих налоговых, правовых и регулятивных рамках, иногда успешных, а иногда не совсем. Дело в том, что мусульманское население России раньше других мусульманских народов мира серьезно задумывалось о создании исламского банка, который бы обслуживал население с учетом запрета на ссудный процент, прописанный в Священном Коране. Еще в начале 1808 году по заказу татарского предпринимателя Йусуфа Апанева вышел в свет труд под названием «Рисала-и муамалат».

В данном трактате, вышедшем без указания авторства, содержатся сведения о проникновении в Российскую Империю промышленного капитала западных стран, указывается на недопустимость ростовщичества и вследствие этого невозможность татарам следовать примеру своих русских коллег, и поднимается вопрос о необходимости создания исламского банка в Российской Империи. Но все же, мусульмане-татары были пионерами исламского банкинга, т.к. первый исламский банк «Митгамр» был открыт в Египте только спустя полтора века, в 1961 году!

Мусульмане, как и любая другая социальная группа, признанная обществом и проживающая внутри общества, имеет право на признание ее уникальных характеристик и потребностей. В западной науке данный вид права называется инклюзивным правом. Например, существование инвалидов является неизбежной характеристикой любого общества.

В цивилизованных обществах, стремящихся соблюдать права всех социальных групп, для инвалидов устанавливают специальные приспособления. Например, около каждого здания устанавливаются пандусы, на оживленных дорогах – специальные знаки и сигналы для слепых и глухих, в эфире телевидения – сурдоперевод для глухонемых. Инвалидам выплачиваются специальные пособия, оказываются специальные медицинские услуги, предоставляются специальные коляски, а аппараты управления транспортными средствами адаптируются для людей с ограниченными возможностями.

Наличие данных дополнений указывает на то, что права инвалидов в данной конкретной стране соблюдаются, они являются интегрированными в общество и общество не отторгает их, признает их существование и право на полноценную жизнь внутри общества. Если говорить о религиозных группах, причем традиционно проживающих на территории страны, то очевидно, что они по тому же праву инклюзивности, являются полноценными членами общества и имеют право следовать своим религиозным принципам в каждодневной жизни.

Для мусульман – это не только право каждую пятницу собираться на пятничный намаз, а также совершать предписанные намазы в установленное время, находясь на рабочем месте (кстати, данные права гарантированы Конституцией РФ). Это и право на получение всевозможных услуг в рамках, согласующихся с их религиозными принципами. Например, для мусульман – это халяльное питание, для иудеев – кошерное. Каждая социальная группа имеет право на получение финансовых услуг в соответствии с их вероубеждением.

Данное право часто полностью реализуется в странах, где мусульманское население не является коренным, является пришлым и составляет совсем незначительную долю общего населения. Например, в ЮАР мусульман всего 1,7%, однако, несмотря на малочисленность данной группы, их интересы учтены и в данной стране исламские банки функционируют на вполне законных основаниях.

Каковы перспективы учета интересов мусульман в области финансов в России?

Недавно в нашей стране было отменено мобильное и банковское рабство. Под мобильным рабством подразумевалось закрепление за номером абонента конкретного оператора, и человек не мог сменить оператора, не сменив номера мобильного телефона.

После отмены «мобильного рабства» каждый гражданин РФ вправе перейти к другому оператору сотовой связи с сохранением существующего номера. Под «банковским рабством» подразумевалось принуждение индивида получать заработную плату на расчетный счет определенного банка. После отмены данного рабства граждане РФ получили право требовать у своего работодателя перечислять зарплату на расчетный счет любого банка. В определенном смысле, данные изменения также отражают расширение прав индивидуумов и групп.

Учитывая аналогию, хотелось бы надеяться, что в самом ближайшем будущем российские мусульмане получат право открывать альтернативные банки и финансовые учреждения, функционирующие с учетом требований их религиозных убеждений. Таким образом, будет восстановлена и историческая справедливость. Ведь первым народом в истории человечества, поднявшим вопрос о необходимости создания исламского банка были именно мусульмане России.

Ринат Габбасов, Директор Российского центра исламской экономики и финансов

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост в соц. сетях!

Социальные комментарии Cackle