• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Исламская экономика и финансы Турции. Исламские банки Турции

Время чтения: 5 мин
7425

 

Исламская экономика и финансы Турции. Исламские банки Турции. Несмотря на то, что 99% населения Турции составляют мусульмане, страна не идентифицирует себя как мусульманская страна. Политика секуляризации получила развитие в 1928 году, когда Мустафа Камаль Ататюрк – основатель современной Турции – выразил идею, что дальнейшее развитие Турции возможно лишь при внедрении западной модели и отделяя религию от всех других вещей.

В статье 2 Конституции страны зафиксировано, что Турция является демократическим, светским и социалистическим государством. В статье 24 четко говорится, что религия должна быть отделена от политики, социальных вопросов, экономики, законодательства и всего, что связано с этой страной; и религия должна быть использована только в личных целях. В 1960-х годах правительство начало смягчаться в отношении религии, чему способствовали три основных фактора. Во-первых, элита, получившая образование на Западе, стала принимать присутствие Ислама и позволила создавать политические происламские партии в Турции. Во-вторых, правительство позволило получать образование, сосредоточенное на религиозных науках.

В результате, с 1965 года примерно 10% средних школ и 40% высших школ в Турции были исламскими религиозными школами.

Третьим фактором стал рост исламского движения в странах Ближнего Востока, в большинстве это были страны, которые финансировали религиозную деятельность в Турции. В дополнение к этим факторам, некоторое количество стран-участниц Организации Исламская конференция, а также Исламский банк развития призвали турецкое правительство открыть свои двери для исламских банков в стране.

В результате, в ходе десятых всеобщих выборов в 1983 году турецкое правительство пообещало опубликовать специальные законы, позволяющие учреждать исламские банки в Турции.

Тургут Озал, премьер-министр Турции в то время, высказал мнение, что люди должны иметь возможность выбирать банковские институты. Согласие Тургут Озала на учреждение исламских банков стало своего рода бонусом его сторонникам, среди которых было много верных последователей Ислама (Балдвин, 1990).

Тем не менее, некоторые знаменитые банкиры традиционного сектора восприняли этот шаг в штыки. Специальным указом 83/7506 от 16 декабря 1983 года, который позднее был опубликован в Официальной Газете №18256 в декабре 1983 года, был проложен путь к созданию исламских банков в Турции. Этот закон состоит из 17 статей и описывает методы, правила создания, разрешенные виды деятельности и другие связанные с ними вопросы, которые должны выполняться в соответствии с требованиями Специальных Финансовых Домов (финансовые институты, созданные для предоставления только беспроцентных финансовых продуктов и услуг).

Кроме того, подсекретариатом по финансовой деятельности и внешней торговли был выпущен комплекс правил и норм через Официальную Газету №18232 от 25 февраля 1984 года. Изданные правила состоят из 35 статей и охватывают различные аспекты, связанные с созданием, работой и ликвидацией исламских банков, с вопросами капитала, необходимого для создания, общего числа членов Совета директоров и видов услуг, которые могут быть предложены.

Другой закон, имеющий отношение к исламскому банкингу в Турции был издан Центральным банком Турции. Закон был опубликован в Официальной Газете №18348 от 21 марта 1984 года.

Закон состоит из 18 статей, и освещает такие вопросы, как правила в отношении лицензий, полномочия Центрального банка при установлении коэффициентов ликвидности и полномочия Центрального банка в регулировании и контроле за деятельностью исламских банков. Необходимо отметить, что ни один из этих законов не содержат слова «Ислам» или «Шариат». Исламские банки называются Специальными финансовыми домами.

Точно так же с концепциями, которые используются в предлагаемых услугах - в них не упоминается о принципах «мудараба», «мушарака», «мурабаха». Принципы Шариата названы «счетами участия» или «счетами разделения прибылей и убытков». Считается, что подобные действия правительства обусловлены нежеланием конфликтовать с целями и принципами, закрепленными в Конституции страны (Балдвин, 1990).

К концу 1994 года в Турции было всего лишь три исламских банка. Первым банком, который начал свою работу в 1985 году, был Албарака Турк Озел Финанс Куруму (Albaraka Turk Ozel Finans Kurumu), крупнейшим акционером которого была Корпорация инвестиций и развития Ал-барака из Саудовской Аравии. Вторым банком стал Файсал Финанс Куруму (Faisal Finans Kurumu) или более известный как Финансовый Институт Файсал, созданный компанией Дар аль-Мал аль-Ислами также из Саудовской Аравии. Турецко-Кувейтская Финансовая Вакуфная Компания (Turk-Kuveyt Evkaf Finans Kurumu) – третий исламский банк, который начал свою деятельность в 1988 году – это было совместное предприятие между Исламским банком развития, Кувейтским финансовым домом и банк Вакуфов (Vakiflar Bankasi).

К концу 2004 года в Турции было учреждено семь исламских банковских институтов: Турецкий Финансовый Дом Ал-барака (Albarakah Turkish Finance House), Эмин Сигортс А.С. (Emin Sigorts A.S.), Фамили Финанс Караму (Family Finans Karamu) раньше назывался Финансовый Институт Файсал, Исламский банк Кипра Файсал (Faisal Islamic Bank of Kibris Ltd.), Финансовый Дом Ихлас (Ihlas Finance House), Турецко-Кувейтская Финансовая Вакуфная Компания (Kuwait-Turket Evkaf Finance House), Азиатская Финансовая Компания (Asya Finance Kurumu)

В ноябре 2005 года был принят «Закон о банковской деятельности» №5411. Согласно этому закону, все специальные финансовые дома становятся «банками участия» и получают статус банков. Банки участия подпадают под сферу банковского надзора и регулятивный орган. В соответствии с Законом о банковской деятельности от 2005 года, банки участия уполномочены получать вклады используя «счета разделения прибылей и убытков» и «специальные текущие счета». Такие банки могут предлагать два вида финансирования: «мурабаха» и финансовый лизинг. На конец 2008 года в Турции было четыре банка.

Исламская финансовая и банковская система:

философия, принципы и практика (Линова Медиа)

Малайзия

Социальные комментарии Cackle