• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Экономическое будущее мусульманского мира

Время чтения: 5 мин
5995

Что такое экономика? Фактически, сама жизнь представляет собой экономику. Взглянем на известное определение экономики, которое гласит: экономика - это хозяйственная деятельность общества, а также совокупность отношений, складывающихся в системе производства, распределения, обмена и потребления. Если некто уединился в горах и, занимаясь только духовной практикой, достиг такой степени совершенства тела, что перестал нуждаться в потреблении пищи, то, наверное, такого человека мы можем считать освободившимся от необходимости вести какую-либо хозяйственную деятельность. Однако мы понимаем, что описанный выше вариант является если не фантастикой, то уникальным случаем. И, кстати, с точки зрения исламской этики, подобное самоустранение из мира людей не одобряется в свете хадиса пророка Мухаммада (сгв), который предостерег своих последователей от длительного уединения, от ухода из общества, дабы не превратиться в подобие живого мертвеца. Таким образом, Ислам учит, что нормальное состояние человека – это жизнь в социуме. А если это социум, то, непременно, возникают отношения, в том числе, и, конечно же, отношения хозяйственные, то есть экономика.

Арабо-мусульманский мир имеет весьма богатую экономическую историю. В настоящее время в нем существуют самые различные экономические уклады. На одном конце существующего спектра экономического успеха находятся астрономически богатые арабские монархии и эмираты, а на другом конце того же спектра – нищенствующие страны вроде Судана, Мали и т.п. Весьма показательно, что в настоящее время население подобных стран в буквальном смысле голосует ногами за жизнь на благополучном Западе.

Известны также и социальные эксперименты, проводившиеся в ряде арабских стран т.н. социалистической ориентации. Прежде всего, речь идет о Ливии эпохи Муаммара Каддафи. Экономический рост этой страны, которая развивалась в жестких условиях всякого рода притеснений и экономических блокад со стороны Запада, достиг впечатляющих результатов. Но, увы… сия история имеет общеизвестный печальный конец - успешная Ливия полковника Каддафи была стерта с исторической арены силами того же Запада. Причиной этого преступления, конечно же, является экономическая независимость, которую смог обеспечить своей стране ее бессменный лидер.

Можно сделать промежуточный вывод, что экономические чудеса, сконцентрированные в процветающих арабских владениях вдоль побережья Персидского залива, существуют лишь благодаря «благословлению» того же Запада. Иными словами, это Запад позволяет продолжать существовать арабским режимам, разбогатевшим на продаже нефти. Полагаю, что как только такие режимы захотят сделать пару шагов к тому, чтобы освободиться из пут ростовщической финансовой системы, их легко ликвидируют, так же, как это было сделано с Ливией, а еще раньше с Ливаном. Попутно возникает вопрос: а захотят ли арабы отказаться от участия в запрещенной Всевышним ростовщической экономике? Существует ли в арабском мире независимая экономическая мысль?

По мнению ведущего научного сотрудника Центра арабских и исламских исследований ИВ РАН Александра Филоника, в настоящее время арабские экономисты все-таки ищут свой собственный путь экономического развития. Основополагающим принципом такого пути развития они считают необходимость сочетания государственного регулирования и распределения при недопущении преобразования арабского капитала в монополистические группы и обременение его социальными нагрузками. По мнению арабских идеологов-экономистов, именно такой вариант арабского капитализма станет конкурентно способным антиподом рыночной экономики западного типа. Они полагают, что упомянутые особенности арабского капитализма станут гарантией от повторения ошибок Запада, который привел свою экономику к небывалой по масштабам корпоративности, благодаря чему субъекты экономики на Западе вознеслись над обществом, его политическими институтами и экономическими предпочтениями.

Как видим, в арабском мире еще не умерла живая экономическая мысль, которая, как мне видится, отражает подсознательное понимание того, мусульмане не должны жить по правилам западной экономической модели, которая преступна и греховна в свете повелений Творца. Но развитие арабской экономической мысли в таком направлении не может оставаться в плоскости теории и когда-нибудь она должна будет начать отражаться в практической деятельности финансово-экономических институтов. И вот тогда непременно произойдет конфронтация новой арабской экономической модели со всесокрушающим западным экономическим монстром, опутавшим всю планету удушающими щупальцами ростовщической лихвы. В малом масштабе такая конфронтация имела место в Ливии. В региональном масштабе такой конфликт весьма вероятен в будущем, если арабская экономическая мысль когда-нибудь станет утверждаться на практике. А она должна будет приступить к завоеванию умов и рынков, поскольку того требует от мусульман экономическое учение Ислама.

В настоящее время арабо-мусульманский мир в очередной раз проигрывает Западу. Так, по мнению А.Филоника, западные страны, пользуясь экономическим и политическим разладом, поразившим часть арабского мира, активно вмешиваются в его внутренние дела, пытаясь откорректировать ситуацию в собственных экономических и политических интересах. Эксперт считает, что в будущем внешнее давление также продолжит оставаться преобладающим методом общения промышленных западных государств с арабскими режимами любой ориентации, особенно с теми, что в силу дефицитности ресурсов и самостоятельного курса будут иметь больше шансов стать объектами «демократизации» и «модернизации» для промышленных наций. Нетрудно предвидеть, как подобные способы ускорения развития смогут отразиться на судьбах стран Ближнего Востока и Северной Африки, предупреждает А.Филоник.

Таким образом, конфликт разнородных экономик Запада и мусульманского Востока не только существует, но и активно подогревается. Предполагаю, что самой серьезной ареной борьбы между западной и исламской идеологиями станет именно сфера финансово-экономической теории и практики. Поскольку именно от содержания и эффективности этого социального института зависит материальное благополучие людей.

Финансы и экономика – вот те области общественной жизни, в которых Ислам способен продемонстрировать свое реальное превосходство и совершенство. Сейчас в это трудно поверить, но кто знает, что день грядущий нам готовит?

Иными словами, когда люди на всей планете начнут голосовать ногами за жизнь в Исламе, тогда и можно будет говорить о том, что Ислам – самая совершенная религия.

Социальные комментарии Cackle