• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Экономический пример Ирана для России

Время чтения: 4 мин
2531

 

 

В Санкт-Петербурге в последней декаде июня 2012 состоялся международный экономический форум. На нем присутствовала элита российской экономики. Позиция, на которой сошлись многие выступавшие, состояла в том, что кризис в мировой экономике не только продолжается, но в ближайшем будущем усилится. Понятно, что если в мире усилится кризис, т.е. объем мирового производства снизится, то и потребление энергоресурсов также уменьшится. А цены на энергоресурсы, включая российские нефть и газ, тогда резко упадут.

Насколько важны нефтегазовые доходы для российского бюджета? Что грозит ему в случае их снижения?

По итогам января-мая 2012 года нефтегазовые доходы составили 53% всех поступлений в российский бюджет. При этом, в 2011 году их доля была примерно равна 50%. Т.е. зависимость России от нефтегазовых доходов продолжает расти.

В среднем, за первые 5 месяцев 2012 года цена нефти сорта Urals (наиболее актуального для российского экспорта), по данным Минэкономразвития, составила примерно 115 долларов за баррель – это почти рекорд: выше она была только несколько месяцев в 2008 году. Но громадного превышения доходов бюджета над расходами (т.е. профицита) не наблюдается. И даже больше – по итогам года предполагается дефицит бюджета примерно  в 1,5% ВВП (если цены на нефть не будут больше опускаться).

В 2000 году для сбалансированности доходов и расходов бюджета хватало того, чтобы баррель нефти стоил 20 долларов, к середине прошлого десятилетия эта величина поднялась до 40 долларов, к 2008 году достигла 60-70, к 2009 – 90-100, а сейчас уравнять доходы и расходы российского бюджета возможно, только если баррель нефти стоит примерно 110-120 долларов. Почему ситуация с государственными финансами так ухудшилась? Куда подевались все остальные отрасли в России, почему вся экономика повисла только на продаже сырья?

В мире есть ряд стран, которые стремятся не впадать с столь сильную зависимость от нефтегазовых доходов. Эти страны стремятся развивать собственное машиностроение, электронику, транспорт, легкую промышленность в те годы, когда цены на их сырьевые ресурсы на мировом рынке высоки. А затем, когда цены на сырье в мире снижаются, они благополучно могут пережить это. А что будет с Россией, если цены на нефть будут в пределах 90 долларов за баррель, а не 115 долларов, как это запланировано в российском бюджете? При 90 долларах за баррель ежемесячно российский бюджет будет недополучать по 75 млрд рублей, что за год составит почти 1 триллион рублей. На ком тогда будут экономить? Какие расходы государство снизит? Ведь образование и медицина и сейчас уже во многом платные, сокращать льготы тоже уже почти не у кого, и так уже почти у всех льготы сокращены. Дороги меньше строить тоже сложно – и так не самые лучшие дороги. А из-за того, что многие  предприятия экономят на ремонте, техногенные катастрофы и аварии стали обычным делом. Остается только повысить цены на бензин (хотя в мире они в этой ситуации будут снижаться), да девальвировать рубль до 35-40 рублей за доллар в лучшем случае. Но тогда и цены на продовольствие резко повысятся, т.к. более половины продовольствия Россия закупает за рубежом.

В последнее время в мире появился и еще один пример в области получения доходов за нефть. В связи с тем, что компания SWIFT, которая занималась денежными переводами для Ирана, прекратила сотрудничество с Тегераном в марте текущего года, Иран начал искать другие способы продажи своей нефти. Конечно, он мог развивать бартер, напрямую меняя нефть на различные товары: станки, оборудование, оружие и т.д. Но Иран пытается идти другим путем – он начал продавать нефть за золото.

С марта 2012 года Турция начала производить оплату за импорт нефти и газа из Ирана золотом. За период с марта по май 2012 года оплата произведена уже 60-тью тоннами золота стоимостью 1,2 миллиарда долларов.

Западные страны пытаются заставить весь мир отказаться от покупки иранской нефти. Но Турция импортирует из Ирана ежегодно восемь миллионов тонн нефти и восемь миллиардов кубометров газа. И это ей не так-то просто сделать.

Но кроме того, что западные страны стараются заставить все страны мира отказаться от покупки иранской нефти и газа, они еще стараются и помешать Ирану транспортировать его сырье. Хотя в настоящее время танкеры нефтетранспортной компании Ирана доставляют топливо в 50 стран мира.

В ответ на это Иран закупил 13 новых танкеров для своего флота. В настоящее время иранский флот насчитывает 47 танкеров и способен транспортировать 11 млн. тонн нефти, а с закупкой 13 новых танкеров транспортный потенциал Ирана увеличивается до 18 млн. тонн.

Социальные комментарии Cackle