• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Экономические соглашения курайшитов – иляф и хильф

Время чтения: 5 мин
8360

Продолжение, предыдущая статья: http://islam-today.ru/ekonomika/rol-kurajsitov-v-stanovlenii-islamskoj-ekonomiki/

Посланник Аллаха (мир ему) родился и вырос в Мекке. По причине того, что Мекка была неблагоприятной для земледелия, для того, чтобы прокормить себя, населяющие ее племена были вынуждены заниматься торговлей. Ко времени молодости Пророка (мир ему) Мекка превратилась в важный перекресток международных (Индия – Византия - Европа) и региональных (Йемен - Ирак-Сирия) торговых путей, являлась безопасным городом по причине наличия священного комплекса аль-Харам. Эта безопасность облегчала торговые отношения и являлась важным источником финансов жителей Мекки. В одном из аятов Корана имеется указание на этот факт: «Но разве Мы не закрепили за ними безопасного святилища, к которому привозят всевозможные плоды, ниспосланные Нами?» (Коран 28:57).

Мекка в эпоху джахилии (в доисламский период), в реалиях того времени, являлась развитым торговым центром. В запретные месяцы вокруг города были четко организованы рынки, важнейшими из которых были Указ, Маджанна и Зульмаджаз. За счет развитой предком Посланника Аллаха (мир ему) Хашимом системы мударабы (инвестиционного партнерства) среди Курайшитов был организован особый вид партнерского капитала, а также стало возможным осуществление торговых сделок за пределами границ аль-Харама. Для того, чтобы обеспечить безопасность торговых отношений на территориях далеких от Мекки был создан институт иляфа. Согласно ему, племена, проживающие на территориях, по которым проходил маршрут мекканских караванов, обеспечивали им безопасность передвижения на подвластных территориях. Купцы же, в свою очередь, принимали на себя обязанность продавать товары этих племен на рынках за пределами Мекки и возвращать им деньги, полученные с продаж их товаров. В такой ситуации экономическое положение самой Мекки и проживающих вблизи племен стало укрепляться и, в результате, Мекка становилась центром притяжения обширного экономического пространства.

Те купцы, которые развились до того, что уже не могли полностью реализовать свой торговый и экономический потенциал в рамках своего племени, были вынуждены мигрировать в Мекку. Каждый поселившийся в Мекке купец, на основе соглашения хильф, был обязать входить в партнерство с равным ему купцом. Таким образом, торговый капитал укреплялся еще сильнее и дошел до такого состояния, что перестал умещаться в столь ограниченном пространстве. Хашим смог уговорить византийских лидеров, с которыми он повстречался на торговом пути ведущий в Сирию, о заключении ими договора об иляфе с купцами всех арабов Курайшитами, который он уже на тот момент заключил с вождями многих племен. Далее, он обеспечил безопасный переход мекканских купцов через территорию Сирии к египетским и сирийским рынкам Газы и Бусры. Его братья продолжили традицию Хишама. Навфаль проложил путь к Ираку, Абд аш-Шамс развил торговлю с Хабаши, а Абдульмуталлиб с Йеменом. Мекканские купцы также обрели свою известность в том, что они арендовали морские суда и протягивали нити своей торговли к берегам Красного моря и за его пределы. Новаторство Хашима придало большую мобильность мекканским купцам и их капиталу, а также подарило мекканцам шанс стать полноправными участниками международной торговли.

По мере прохождения Мекки долгого пути к становлению в качестве торгового центра, помимо купцов в ней стал формироваться новый обслуживающий класс. Это привело к разделу общества на классы и к конфликтам между ними. По мере своего обогащения мекканские купцы становились высокомерными и возомнили, что они будут иметь почетный статус в потустороннем мире подобно тому, как имеют его в мире ближнем. Священный Коран неоднократно обращает внимание на данный факт: «Еще они говорили: «Мы превосходим вас богатством и [количеством] детей, и нас не подвергнут наказанию» (Коран 34:35.)

Одним из ярких свидетельствований накала межклассовых конфликтов стало образование союза, которое именовалось «хильф аль-фудуль». Классы, обладающие относительной силой, на протяжении всего экономического сотрудничества не отказывались от ее применения в целях извлечения корыстной выгоды. Это явление сильно подрывало внутреннюю безопасность, инвестиционную привлекательность и доверие региональных купцов к мекканским рынкам. Курайшитский род бану Умаййа оказывал давление на остальных и проявлял желание завладеть основной частью рынка. В ответ на это роды бану Хишам, Зухры и Тейма объединившись, организовали союз. Мухаммад Хамидуллах описывает данное формирование «хильф аль-фудуль» следующим образом:

«Группа мекканцев, состоящая из молодых и пожилых людей, собралась в доме богатого и пользующегося уважением человека по имени Абдулла бин Джудан и каждый из присутствующих произнес клятву: «Клянемся Аллахом, что мы будем держаться рука об руку вместе с угнетенными людьми против угнетателя до тех, пор, пока он не начнет соблюдать права угнетенных людей. Данный наш союз будет иметь законную силу до тех пор, пока холмы Хира и Сабир будут стоять на местах и до тех пор, пока в море не останется столько воды, чтобы ею можно было намочить хотя бы один волосок, а также до тех пор, пока не будет соблюдено экономическое равноправие угнетенных людей с их угнетателями».

Участники договора хильф аль-фудуль создали некий прототип профсоюза, антимонопольной службы или комитета по защите прав представителей малого и среднего бизнеса.  Договор был направлен на извлечение взаимной экономической выгоды всех его участников, обеспечивал справедливость и безопасность рыночных отношений и восстановил инвестиционную привлекательность Мекки, тем самым повысив рейтинг благородства самих Курайшитов. Посланник Аллаха (мир ему) еще до пророчества, будучи молодым купцом, был одним из инициаторов и участников данного договора. Позднее, уже будучи пророком, он подтвердил достоинство данного союза следующими словами: «Я стал свидетелем заключения такого соглашения в доме Абдуллы бин Джудана, которое бы я не поменял даже на красных верблюдов. Если бы, будучи в Исламе, меня призвали на нечто подобное, то я бы обязательно принял предложение». Тем самым Посланник Аллаха (мир ему) выразил одобрение существования подобных организаций, отстаивающих права малого и среднего бизнеса, оказавшегося перед угрозами угнетения со стороны крупных и беспринципных бизнес-структур.

До появления союза хильф, по всей видимости, люди, пользующиеся авторитетом в Мекке, установили тотальный контроль над ее экономической системой и незамедлительно реагировали на несогласных с ними людей и подавляли их. Хамидуллах, со слов Белязури передает очень поучительную историю: «Один из купцов племени Забид прибыл в Мекку с целью совершения торговли. Амр ибн Хишам (в будущем Абу Джахль) запретил другим купцам заключать с этим человеком торговые сделки и сам предложил ему сделку по очень низкой цене. Абу Джахль обладал таким авторитетом среди людей, что никто не посмел бы предложить более высокую цену, чем он. Этот купец, расстроившись, пришел к молодому Мухаммаду (мир ему). Мухаммад (мир ему) купил его товары, погруженные на трех верблюдов, по цене, которую запросил сам купец. По этой причине у Посланника Аллаха (мир ему) возник жесткий конфликт с Абу Джахлем». Возможно, этот случай и стал причиной невозможности их примирения и вылился в жесткую и непримиримую борьбу, которая после объявления пророчества продолжилась в противостоянии веры и неверия.

(Продолжение следует)

Старший преподаватель кафедры исламской экономики и управления РИИ, Ринат Габбасов

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle