• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Бережное и внимательное отношение к чужой собственности - признак мусульман

Время чтения: 5 мин
3949

Вчера на нашем сайте «Islam-today.ru» появился материал «Преимущества голубиной почты, использование и развитие ее мусульманами», написанный моим коллегой Ринатом Габбасовым (мы вместе с ним преподаем на кафедре исламской экономики и управления Российского исламского университета в Казани, где студенты обучаются по специальности «Экономика»).

Достаточно четко в материале Рината Габбасова прослеживается мысль о том, что почта развивалась тогда, когда строилось и развивалось великое государство, нуждавшееся в быстром перемещении информации, денег, товаров и людей. Для перевозки людей и товаров в развивающихся государствах придумывают все более разнообразные повозки, железные и автомобильные дороги, грузовые и пассажирские суда, корабли, воздушные шары и самолеты. Для быстрого и безопасного перемещения денег мусульмане придумали различные чеки и долговые расписки.

Если перечислять те отрасли и сферы деятельности, которые обязательно бывают развиты в среде мусульманских народов, то можно отметить несколько. Естественно, в среде мусульман всегда хорошо развита добыча и очистка воды. Иначе и быть не может, ведь для того, чтобы Аллах Тааля был нами доволен, необходимо совершать молитву, а совершать ее можно только совершив омовение чистой водой.

Не может быть не развито в странах с мусульманским населением животноводство, которое ценно для нас хотя бы тем, что мы приносим в жертву Аллаху Тааля именно овец, коров, верблюдов. Когда в среде людей, называющих себя мусульманами исчезнет животноводство, то сможем ли мы этих людей называть мусульманами (ведь в их среде исчезнет жертвоприношение)?

Многочисленные аяты Благодатного Корана призывают нас путешествовать по земле и смотреть, как живут и жили люди в прошлом. Значит, среди мусульман обязательно должен быть развит образовательный туризм. Много ли сейчас в странах, о которых говорят, что там живут мусульмане, специализированных туристических фирм, которые организуют не бессмысленный отдых, а изучение древностей? А если таковые отсутствуют, то какой вывод мы можем сделать о народе? Внимательны ли эти люди к указаниям, содержащимся в Благодатном Коране или игнорируют их?

А может быть они просто самостоятельно организуют свое посещение древних городищ? Могли бы мы утверждать, что в Волжской Булгарии, к примеру, жили мусульмане, если бы отдельные представители этого народа иногда не посещали Мекку с целью совершения хаджа? А ориентироваться в то время можно было только по звездам, да приметным географическим объектам. Так сможем ли мы называть какой-нибудь народ мусульманским, если у него не развиты астрономия, картография и другие науки, позволяющие человеку определять свое местоположение на планете и путешествовать по ней, достигая Мекку и древние городища?

Можно ли назвать какой-нибудь народ мусульманским, если он не развивает систему образования при том огромном количестве аятов Благодатного Корана и хадисов, посвященных поиску знаний?

Можно ли назвать какой-нибудь народ мусульманским, если в его среде не поощряется изготовление печатных станков, позволяющих в массовом порядке издавать многочисленные книги для передачи знаний, причем в неизменном виде? Ведь в случае с рукописной книгой мы всегда будем сомневаться в том, насколько правильно перерисован чертеж, схема, карта. Этот вопрос кажется не столь значимым до тех пор, пока какой-нибудь врач не предложит нам сделать медицинскую операцию действительно близкому нам человеку, ориентируясь лишь на рисунок в рукописной книге, которую уже раз десять перерисовали в разных странах. Тогда, ориентируясь на рисунок, врач, возможно, проведет операцию не на больной поджелудочной железе, а на здоровой двенадцатиперстной кишке. В этой связи на каждый элемент материальной жизни народа мы смотрим как на отражение убеждений народа, его образа мыслей. 

В России и в мире было проведено несколько экспериментов, нацеленных на поиск ответа, насколько хорошо работает почта, но мы будем относить результаты экспериментов не только на почту, но и на отношения к собственности в России. Вот результаты двух экспериментов.

Эксперимент 1. В октябре 2011 года корреспонденты одной центральной российской газеты направили 38 писем по различным адресам. Пять писем из этих тридцати восьми не дошли вообще, а основная масса дошедших писем дошли с задержками. Причем письма, отправленные по внутрироссийским адресам (в Москву,  Краснодар, Саратов, Владивосток), шли столько же времени и обычно даже дольше по сравнению с письмами, отправленными за границу (на Украину, в Грузию, Швецию, США и др.). Как люди, уважающие чужую собственность и знающие, что такое аманат, могли бы потерять столько писем или не доставить письма в срок?

Эксперимент 2. С декабря 2010 по февраль 2011 гг. сотрудниками одной из организаций в США в 159 стран было разослано по 10 писем (по два в пять крупнейших городов). На конвертах по условиям эксперимента были указаны неверные адреса: индексы и названия городов были правильными, но неверно были указаны наименования улиц и адресат. По существующим правилам, предусмотренным международными соглашениями, письма, не дойдя до получателя, должны были вернуться к отправителю в США. По тому, какое количество писем возвращалось из зарубежных стран и как быстро это происходило, исследователи сделали выводы о работе почтовой службы в различных странах.

Итак, мы сделаем выводы не только о работе почтовой службы, а об отношении к собственности в этих странах.

Итак, из России не вернулось ни одного письма. Также ни одного письма не вернулось из Камеруна, Руанды, Панамы и Танзании. Чужие вещи просто выкинули? Не хотелось нести? Причем речь шла не об отдаленных территориях, а о пяти самых крупных городах.

Из Конго, Свазиленда и Монголии отправителям вернулось по одному письму, из Анголы, Малави и Мавритании – по два. Из Сальвадора, Чехии и Люксембурга вернулись все письма, причем из Сальвадора все письма вернулись уже через 39 дней.

По 9 писем из 10 вернулось даже из Уругвая и Барбадоса.

Можно ли считать, что поставленный эксперимент точно характеризует именно наплевательское (извините, другое слово просто не получается придумать) отношение к собственности в России? Неужели что-то роднит Россию со стоящими вместе с ней на  последнем в мире месте в списке Руандой, Камеруном и Танзанией? Неужели даже в Анголе, Малави и Мавритании люди более ответственно относятся к имуществу других людей, переданному им на сохранение и передачу другим людям? Сколько нам потребуется времени, начиная с сегодняшнего дня, чтобы пояснить себе и другим жителям России то, какое отношение к чужым вещам нам предписал Аллах Тааля?

А если люди не убеждены, что их имущество не будет выкинуто или уничтожено, то как же люди будут работать и развивать тем самым экономику?

Социальные комментарии Cackle