• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Аллах разрешает мусульманам строить бизнес, но запрещает процент

Время чтения: 4 мин
5984

Факторы, влияющие на формирование философии организации, можно разделить на два вида: внешние и внутренние. Внешние факторы, как правило, не зависят от организации. В качестве примеров внешних факторов можно назвать законодательство страны, в которой работает организация, окружающая среда, мысли и взгляды клиентов, поведение конкурентов, экономические изменения и стихийные бедствия.

Внутренние факторы, напротив, могут подвергаться изменениям и формироваться самой организацией. При наличии намерения учредить исламский банк, философия банка будет зависеть от внешних и внутренних факторов. Например, исламский банк должен рассмотреть социальные проблемы:

1.  Закон требует, чтобы банк выделял часть прибыли на образование, научные исследования или развитие уммы.

2.  Закон требует, чтобы банк обеспечивал некоторое финансирование займов через кард хассан, или выделял средства нуждающимся, и населению с низким доходом.

3.  Существует большое количество конкурентов, проводящих социальные программы. Поэтому банку необходимо проводить подобные мероприятия, дабы обозначить свою позицию.

4.  Банк существует в среде, где общество начинает заботиться об окружающих. И, следовательно, социальные программы банка будут находить отклик среди своих клиентов. Например, если запускается фонд социальных нужд, то клиенты должны оказывать поддержку.

Внутренние факторы оказывают значительное влияние на этапе становления банка. К примеру, инвесторы, вкладывая свои средства в исламский банк, как правило, рассчитывают получить высокую доходность, что на практике приводит к максимизации прибыли. В действительности, ввиду необходимости больших вложений в создание банка, владельцы и управленцы зачастую состоят из различных представителей. То есть формулирование философии банка будет зависеть от двух основных факторов – это степень участия владельцев в формировании мышления руководства, а также убеждение и практика управления менеджеров.

При нормальных обстоятельствах, управление зависит от трех концепций. Первая концепция заключается в том, что акционеры, безусловно, желают получить высокую отдачу от своих вложений. При таком раскладе менеджмент должен будет усердно работать для удовлетворения ожиданий инвесторов, акционеров, чтобы учредители продолжали «опекать» банк. Высокая прибыль также указывает на отличную производительность и эффективность управления.

Вторая концепция связана с получением вознаграждения.

Если руководство считает, что вознаграждение в значительной степени зависит от полученной прибыли, оно будет стремиться к ее максимизации. Чем больше прибыль, тем больше сумма вознаграждения в виде бонусов и ежегодного увеличения заработной платы.

Третья концепция говорит о том, что вкладчики должны быть вознаграждены высокой доходностью, в противном случае они могут сменить банк. Клиенты, переключившиеся на другие банки, формируют плохой имидж для первоначального банка. В таких ситуациях, управленцам вновь придется работать на максимизацию прибыли, чтобы гарантировать высокую доходность по вкладам.

Таким образом, три мотивации – желание достичь высоких доходов для акционеров ради будущего своей карьеры; желание достичь высокой прибыли для того, чтобы получать максимальную заработную плату, годовые бонусы и другие формы вознаграждения, и желание выдать высокий доход вкладчикам, чтобы предотвратить их уход к конкурентам – все это будет влиять на формирование высшим руководством банка философии максимизации прибыли, игнорируя социальные вопросы и благополучие уммы. Социальной деятельности, как предоставление займов кард хасан, финансирование малого бизнеса и другое, возможно, будет уделяться небольшое внимание.

В мире существуют сотни исламских банковских институтов, но все они могут быть разделены на три категории:

1. обычные финансовые институты, предлагающие исламские банковские продукты и услуги.

2. исламские финансовые институты, работающие в банковской отрасли.

3. исламские финансовые институты, предлагающие исламские банковские продукты и услуги.

Исламский банковский институт подвергается классификации, на основании заявленной философии и его практической деятельности. Финансовые учреждения из первой категории лишь предлагают услуги, не запрещенные Исламом, но в текущей своей деятельности не соблюдают остальные принципы исламского бизнеса.

Вторая категория включает финансовые институты, позиционирующие себя как исламские финансовые институты, но в действительности, предлагаемые ими продукты и услуги схожи с теми, что предлагают традиционные банки.

Третья категория предполагает, что данные исламские финансовые институты не только предлагают исламские банковские услуги, но и все их бизнес-операции основаны на исламских принципах. Мнение, что исламский банк или исламские финансовые институты должны акцентировать внимание исключительно на получении прибыли, связано с работой традиционных банков.

Как было отмечено ранее, получение прибыли – что, несомненно, является важной частью – с точки зрение исламской парадигмы, должно быть сбалансировано с социальной ответственностью.

Из этого следует, что целью создания исламских банков является сочетание религиозных и деловых аспектов. Таким образом, вся деятельность, связанная с финансовыми транзакциями и банкингом должна осуществляться в соответствии с исламскими принципами и законами. Такие банки не должны быть вовлечены в коммерческую деятельность, которая запрещена Исламом.

Ислам призывает своих последователей принимать участие в торговой деятельности; в суре аль-Бакара, аяте 275, Всевышний указывает на дозволенность мусульманам строить бизнес, но запрещает процент – риба.

Социальные комментарии Cackle