Реклама

Великий имам аль-Газали и его влияние на татарскую литературу

1304

Великий имам аль-Газали и его влияние на татарскую литературу

Мы видим, что классический период арабской литературы был представлен в репертуаре татарской книжной продукции единичными примерами. Литература этого периода не получила такого широкого распространения среди татар, как образцы более поздних периодов.

Период "серебряного века" арабской литературы (1055-1258 гг.), когда тюркская династия сельджуков утвердилась в Багдаде и тем окончательно закрепила тюркскую гегемонию в Западной Азии, открывает "величайшая фигура в мусульманской религиозной мысли" - ал-Газали (1059-1111 гг.). Эпоху в исламе составил ряд сочинений, написанных им после его обращения к суфийским взглядам, когда он, сделав блестящую карьеру в Нишапуре и Багдаде, внезапно отказался от профессорского звания и на десять лет удалился от мира. Сам он писал, что его ум не устоял перед скептицизмом и он почувствовал, что необходимо восстановить утраченную веру. Его не удовлетворили схоластическая теория, философия и шиитские учения.

Вот как писал о нем А. Крымский: "В конце концов он обратился к суфизму, и тут свет озарил его. Вернувшись в родной город, он провел остаток дней своих со своими учениками, предаваясь познанию и созерцанию" . Целью ал-Газали было внедрить ведущие принципы суфийской жизни в ортодоксальную теологию, чтобы восстановить равновесие, утраченное чрезмерно схоластической аш`аритской школой, и заменить субъективным религиозным опытом принятые в ней системы и классификации.

Но ал-Газали стоял намного выше своей эпохи, и его выступление против этики схоластов оказалось слишком радикальным. Грюнебаум пишет об этом так: “Перс Газали из Туса был приглашен в “Низамийю” , где на первое место выдвинул свой собственный шафиитский толк. И хотя он создал свое исчерпывающее опровержение батинитского учения и энциклопедическое “Возвращение наук о вере” только после смерти вазира (который в 1092 г. пал жертвой кинжала убийцы-ассасина), эти работы были написаны в духе Низам ал-Мулка. Основой суннитского ислама отныне становился синтез религиозного закона и мистического... Он возвел поныне существующее здание веры, где равно находят приют теологический рационализм религиозных истин и благочестие, в котором нуждается простой народ... Однако синтез, осуществляемый Газали, пробивал себе дорогу лишь постепенно; в 1150 г. труды ученого были публично сожжены, что нередко случалось в том столетии” .

По характеристике Х.А.Р. Гибба: “Для последующих поколений он был лишь одним из многих богословов; Ихйа  предали забвению, и только когда оно вновь было введено в обиход в конце восемнадцатого века, мусульманский мир начал осознавать его значение. Длительное время ал-Газали привлекал к себе внимание европейских ученых, и, подобно своему великому противнику Ибн Рушду, он - одна из тех редких фигур, которым в Европе посвящена обширная литература” .

Ал-Газали имел большую популярность среди татар. Основной философско-религиозный труд Газали “Оживление религиозных наук” был настольной книгой Утыз-Имяни, Г. Курсави, Ш. Марджани и других татарских ученых и писателей. Утыз-Имяни составил даже словарь-комментарий к этому сочинению . В начале одной из своих поэм Утыз-Имяни пишет специальную мадхию-оду в честь Газали.

Из произведений Зайнаддина Абу-Хамида Мухаммада ал-Газали, изданных татарами, нам известны "Рисалат мухиммат ал-муслимин" ,"Джинану`ль-джинан" (Сады души)  об учении и обрядах ислама. Неоднократно была издана книжка "Аййуха`л-валад" (О дитя!) , которую мы причислили к этико-педагогической литературе. В 1911 году было издано богословское сочинение مشكاة الانوار فى لطائف الاخبار من المواعظ و النصايح ”Мишкат ал-анвар фи лата'иф ал-ахбар мин ал-мава`из ва ан-насаих” (Светоносная ниша изящных известий из проповедей и наставлений) . Также многократно издавалась история пророка "Рисале-и нур-наме"  (Послание "Книга света") .

Если говорить об изданиях сочинений, относящихся к этому же периоду арабской литературы, то следует отметить, что в три библиографических указателя (в каталог книг, составленный А. Соловьевым и Н.Ф. Катановым , в "Список изданий, вышедших в России"  и в каталог Дорна ) внесена книга "Сирадж ал-кулуб" . Мы думаем, что это памятник, относящийся к концу ХI - началу XII вв.. О нем говорит Е. Э. Бертельс в своей работе "Роман об Александре и его главные версии на Востоке".

Ее автором является Абу Бакр Мухаммад б. ал-Валида ал-Фахри ат-Туртуши, происходивший из Тортосы в Испании и умерший в 520/1126-27 г. Как пишет Бертельс, "эта книга представляет собой собрание поучений для государственных деятелей, т. е. своего рода зерцало. Автор ее хотя и происходил из Испании, но, можно думать, в молодости выехал с родины на Восток в поисках знания... Знаний он приобрел немало, причем довольно обстоятельно ознакомился с обстановкой при дворе "великих" Сельджуков" .  К сожалению, нам не удалось обнаружить ни одного экземпляра из трех известных нам изданий этого сочинения.

Резеда Сафиуллина-аль-Анси

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home