"Дар царей" и "Свет изъяснения": труды по фикху, изданные в Казани в XX в.

1106

Еще одно сочинение из супракомментариев этого ряда - толкование сокращения "Викайа"  شرح مختصر ا لوقاية Шарх мухтасар ал-викайа, автором которого был известный арабский богослов-юрист родом из Герата  على بن سلطن محمد القارى`Али б. Султан Мухаммад ал-кари (1014/1605) . Это сочинение много раз издавалось татарами.

Начало сочинения: "Китаб ал-бай`. А`лам ан ал-максуд...".

Об этом сочинении Н. Ф. Катанов ошибочно пишет, что оно "известно и под другим заглавием "Фатху баб ал-`инайат ли шархи китаб ан-нукаят" (Отпирание ворот заботливости к истолкованию книги чистоты). Но, видимо, это относится к другому сочинению, неоднократно издававшемуся татарами -  كتاب مستطاب شرح النقاية مختصر الوقاية Китаб мустатаб шарх ан-нукайа мухтасар ал-викайа (Приятная книга - комментарий [книги] Очищение [книги] Сокращение "Предохранения").

У одного издания (на турецком языке) на титуле автором значится `Абдаллатиф б. Халид из деревни Сембер Табагы. Скорее всего, это имя переводчика. На обложке этого издания, хранящегося в НБ КГУ, помещен автограф Г.Саблукова: "От ишана Багауддина. 21 января 1872 года. Г.Саблуков". Начало отличается от других изданий: "Алхамду лилла хамду ва сана ва камл...", тогда как другие издания, же как и сама книга مختصر الوقاية, начинаются словами: "Алхамду лиллах... рафа`а а`лам аш-шари`а...". Это сочинение под названием  فتح باب العناية شرح النقاية  описано в Кратком Каталоге Арабских Рукописей ИВ СССР .

Еще один свод толкований и объяснений непонятных мест юридически-богословского сочиненияالنقاية مختصر الوقاية , являющегося в свою очередь извлечением из وقاية الرواية فى مسائل الهداية, составил ( القوهستانى или)  شمس الدين محمد القهستانىШамсаддин Мухаммад ал-Кухистани (962/1554). Это сочинение  جامع الرموز Жами` ар-румуз. Автор его происходил из Хорасана, откуда переселился в Кухистан, где принялся за составление комментария на النقاية. Возникшие религиозно-политические смуты коснулись и его.

Тем не менее он продолжал работать над комментарием в течение двух с половиной лет, в 941/1534-1533 гг. закончил его вчерне. Докончить труд помешала боязнь перед нападением шиитов, и он переселился в 944/1537 г. в Бухару ко дворцу Шейбанида Убайдаллы Мухаммад хана (940/1533-946/1539), у которого нашел покровительство как ревностный суннит и известный ученый и был назначен муфтием всего Мавераннахра.

Там он докончил беловую обработку своего основного труда и посвятил его Убайдалла хану. До Казани это сочинение издавалось в Калькутте в 1858 г. В Казанских изданиях  на полях книги помещено другое сочинение Фахруддина ибн Ибрагим эфенди, переселившегося в Бухару,   غواص البحرين "Гавас ал-бахрайн" (Водолаз 2-х морей) с грамматическими и логическими объяснениями к обоим. В издании 1890 г. пропущена статья "О войне за веру" (552-559 с.), которая будет включена в последующие издания. Так, издание 1898 года перепечатано с добавлениями к страницам 518 и 579 с издания 1895 г. На стр. 2-16 приводятся биографические сведения об основателях 4 суннитских законоисповеданий. На полях при разъяснении текста использованы также извлечения из сочинений: "Гиас ал-лугат", "Наджм ал-`илм" и др.

Текст этого сочинения многократно комментировался, к нему составлялись примечания, словари с разъяснениями непонятных слов и т.п. Причем эти толкования составлялись как восточными, так и татарскими авторами. В 1882 году в Университетской типографии был напечатан глоссарий этого сочинения, составленный Утыз-Имяни, под названием Хал ал-лугат. Хаза китаб мушкилат Джами` ар-румуз (Раскрытие смыслов [слов]. Это книга проблем (трудностей) [книги] "Собрание намеков").

Широкую известность на мусульманском Востоке получило сочинение, автором которого был  عبيد الله بن مسعود بن تاج الشريعة  `Убайдаллах б. Мас`уд б. Таджушшари`а (747/1346). Оно сохранилось в большом количестве рукописей и вызвало в свою очередь много комментариев и супракомментариев. Это   تنقيح الاصول Танких ал-усул. Это комментарий к книге  كنز الاصول الى معرفة الاصول (Сокровище, коим достигается познание основ законоведения), известное как  اصول بزدوى Усул ал- Баздави (автор  على بن محمد النسفى البزدوى`Али б. Мухаммад [б. ал-Хусайн б. `Абдалкарим] ан-Насафи ал-Баздави (ум. в 482/1089 г.) - известный мавераннахрский законовед), посвященный вопросам мусульманского права и трактующий о втором из трех разделов фикха - науке о текстах и их значении и об определении различных источников, из которых извлекаются юридические предписания.

Как пишет Готвальд, "когда Садрушшари`а заметил, что несколько экземпляров  его сочинения "Тенких" преждевременно появились  в свете, то он переделал оное, прибавил толкование и отдал его в руководство своим ученикам под заглавием "Разъяснение" [Тавдих].

Это произведение издавалось в Казани в двух частях  под названием  توضيح مع تلويح Тавдих ма`а  ат-талвих. Автором первой части (توضيح) был вышеназванный `Убайдаллах б. Мас`уд б. Таджушшари`а (747/1346), а автором второй  части (تلويح) - سعد الدين مسعود بن عمر التفتازانى  Сa`идаддин Мас`уд б. `Умар ат-Тафтазани (716/1322) -791/1389).

В НБ КГУ хранится Булакское издание под №4745, с которого, видимо, впервые начала печататься эта книга, т.к. на ней имеются карандашные пометки с цензурным дозволением от 15 января 1883 г.

Также в 1912-1013 гг. в Казани издавалась в 2-х частях книга توضيح مع حاشيته التلويح و شرح الشرح , где основные два текста размещены в рамке, разделенной горизонтально пополам и третий анонимный текст (شرح الشرح) - на полях. Полное название первого произведения  توضيح فى حل غوامض التنقيح Ат-Тавзих фи халл гавамиз ат-Танких (Разъяснение относительно разрешения темных вопросов книги "Ат-танких"). Как было уже отмечено выше, это комментарий на  تنقيح الاصول- одно из наиболее распространенных сочинений ханифитской школы по принципам фикха -  الاصول الفقه(основы законоведения), которое в свою очередь написано в развитие ханифитского трактата كنز الاصول الى معرفة الاصول  с использованием маликитского компендиума Ибн ал-Хаджиба (ум. в 646/1248 г.).

Комментарий принадлежит самому автору основного текста تاج الشريعة عبيد الله بن مسعود, представителю известного среднеазиатского рода ал-Махбуби, давшего несколько поколений ученых законоведов и теологов, вставки на полях из  التلويحАт-Тафтазани и  شرح الشرح принадлежат анонимному автору.

Что касается комментария  التفتازانى- "Талвих шарх тавзих" произведения Садру'ш-шарг`а "Ат-Тавзих фи халл гавамиз ат-Танких", то это сочинение было написано в 758/1357 г. под названием "Ат-Талвих `ала кашф хакаик ат-танких", и к тексту его в свою очередь другими авторами создавались комментарии и супракомментарии. Некоторые из этих сочинений также издавались в Казани, как, например, первая и третья части книги  توشيح حاشية التوضيح و التلويح “Ат-Тавших хашийа ат-тавдих ва-т-талвих” (автор  ايشمحمد التنترىАт-Тунтари, Ишмухаммад)  и   توضيح فى شرح مقدمة الفقيه ابى الليث “Тавдих фи шарх мукаддима ал-факих Аби ал-Лайс”  (автор  ابو الليث نصر بن محمد السمرقندىАбу ал-Лайс Наср б. Мухаммад б. Ибрахим ас-Самарканди (ум. в 373/983 г.) .

Среди богословских наук особое место занимала наука о разделе наследства - "фараиз". Ею занимались для сдачи экзамена на право получения духовного звания в Уфе.

Один из самых распространенных практических трактатов по наследственному мусульманскому праву  الفرايض السراجية"Ал-Фараид аc-сиражиа", написанный в 600/1203 г., неоднократно издавался как на Востоке, так и в Казани. Сочинение названо  السراجية по имени автора  سراج الدين ابو طاهر محمد بن محمد عبد الرشيد السجوندى Сираджаддин Абу Тахир Мухаммад б. Мухаммад `Абдаррашид ас-Саджаванди (600/1203).

К этому трактату о наследовании составил смешанный комментарий   على بن محمد الجرجانى`Али б. Мухаммад ал-Джурджани (ум. в 841 г. по хиджре). Это один из тех ученых, которые были принудительно переселены Тимуром из Ирана в Самарканд.  شرح الفوائض السراجية также неоднократно издавался. Так, в описании Собр. УзССР отмечено, что в Казани эта книга печаталась в 1885, 1889 и 1894 г.  Нам известно также издание 1902 года.

Еще один ряд комментариев, но уже другого сочинения.

Это такие комментарии, как:  شرح المنار الانوار فى اصل الفقه"Шарх ал-манар ал-анвар фи усул ал-фикх", автор -  عبد الرحمن العينى `Абдаррахман ал-`Айни (ум. 893/1488 г.) ;  شرج المنار لابن ملك “Шарх ал-манар ли-Ибн Малик”, автор -  عبد اللطيف بن عبد الغزيز ابن فرشتا و ابن الملك (ум. 797/1395 г. или 830/1427 г.).

زبدة الاسرار شرح مختصر المنار  "Зубдат ал-асрар шарх мухтасар ал-манар", автор -  ابو الثناء احمد بن محمد ابو البركان الزيلى السيواسىАбу ас-Сана' Ахмад б. Мухаммад Абу ал-Баракат аз-Зили Ас-Сиваси (ум. в. 974 г.). Как мы видим, все это комментарии сочинения  منار الانوار فى الاصول الفقه Манар ал-анвар фи-л-'усул ал-фикх (Маяк лучей по основам законоведения), автором которого является  ابو البركات عبد الله بن احمد محمد النسفى Абу ал-Баракат  `Абдаллах б. 'Ахмад б. Мухаммад ан-Насафи (ум. по Брокельману - в 710/1310 г., по Альвардту - в 720/1320 г.).

Это сочинение посвящено принципам мусульманского права, и к нему создавалось много комментариев разными авторами. Кроме вышеперечисленных, мы знаем и комментарий, который написал Абу ан-Наср `Абданнасир б. Ибрахим ал-Булгари Ал-Курсави (ум. в 1227/1812 г.). Его комментарий  شرح مختصرالمنار Шарх мухтасар ал-манар (Комментарий сокращенного маяка) был издан отдельной книгой в 1905 году в типографии Харитонова.

Из сочинений по фикху татарами также издавались следующие:

تحفة الملوك Тухфат ал-мулук (Дар царей), автор  زين الدين محمد بن ابو بكر الرازى  Зайн ад-Дин Мухаммад б. Абу Бакр ар-Рази (Конец VII/XIII в.). Издавалось более 30 раз.

كتاب هدية الصعلوك شرح تحفة الماوك Китаб хадийат ас-су`лук шарх тухфат ал-мулук, автор  ابو الليث محرم بن محمد الزيلى Абу ал-Лайс Мухаррам б. Мухаммад аз-Зили ок. 1000/1592 г.  Издавалось более 20 раз.

Около десяти раз  тиражом от четырех до семи тысяч экземпляров издавался  трактат-компиляция под названием  منية المصلى "Мунийат ал-мусалли" (Желание молящегося) о молитвенном обряде и связанных с ним постановлениях шариата о молитве, омовении, посещении мечети. Эта компиляции была очень распространена и популярна в странах мусульманского Востока, где господствует ханифитская школа права. В частности, она была в свое время очень авторитетной на территории республик Средней Азии. Ее автором был  سعيد  الدين الكشغرى  Са`идаддин ал-Кашгари  (ум. в VII/XIII в.), а полное название книги  منية المصلى وعنية  مبتدى(Желания молящегося и достаточное для начинающего).

В некоторых рукописях этой книги вместе с основным сочинением помещался ее комментарий, написанный Ибрахимом ал-Халаби, в некоторых - сокращение Халаби, в других - дибаджа (введение) разных авторов.

К изданиям подобного рода относятся как книги без определенного авторства, но встречающиеся в описаниях арабских рукописей, такие как, например,  شروط الصلواة (Условия молитвы),  شرايط الايمان (Условия веры), авторские, например,  نور الايضاح «Нур ал-идах" (Свет изъяснения), автор -  ابو البركات حسن بن عمار الشرنبلالىАбу ал-Баракат Хасан б. `Умар аш-Шурунбулали (ум. в 1658 г.), или книга о правилах учения ислама и обрядах его, о чтении Корана, под названием  صفوة المنقولات "Сафват ал-манкулат" (Чистота передаваемых рассказов), автор ее в казанском издании 1898 года, перепечатанном без изменений с издания 1879 года  (Типографии Коковина), Йумачиков Мулкай из Ялуторовского округа Тобольской губернии, живущий при медресе Ну`матуллы Карымшакова в деревне Малчын Тюменского округа.

Как уже отмечалось, фикх излагал закон, по которому жила мусульманская община, и книги по фикху имели наибольшее применение и распространение. Но мы не ставим своей целью перечисление всех сочинений по фикху, издававшихся среди татар. Для нас представляли интерес именно сочинения, содержащие в себе комментирование на основании скрупулезного рассмотрения и изучения текстов основополагающих трактатов в филологическом аспекте.

Резеда Сафиуллина аль-Анси

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home