• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Источники религиозных норм ислама: Священный Коран

Время чтения: 3 мин
11153

Источниками религиозных норм являются только религиозные доказательства. К религиозным доказательствам относятся Коран, Сунна, консенсус (иджма) и метод аналогии (кыйас). Все нормы ислама, касающиеся как этой жизни, так и будущей, почерпнуты из этих источников. Но так как консенсус (иджма) и метод аналогии (кыйас) опираются на Коран и Сунну, Коран и Сунна являются основой. А так как Сунна связана с Кораном, то Коран является основным источником. Таким образом, Коран и Сунна являются важнейшими источниками религиозных норм. Мусульмане должны действовать в соответствии со знаниями, приводимыми в Коране и Сунне. Мусульманские правоведы и богословы, вынося какие-то решения, обязательно должны опираться на Коран и Сунну.

1. Коран состоит из 30 частей, 114 сур и 6236 (а по другим версиям — 6170) айатов. Первой из сур Корана была ниспослана сура «Сгусток» (96-я сура), а последним по порядку ниспослания был 3-й айат суры «Трапеза»: «Сегодня завершил Я [ниспослание] вам Веры вашей, до вел до конца милость Свою и одобрил для вас ислам в качестве религии» (Коран, 5:3). Суры Корана подразделяют на мекканские и мединские. Мекканские — это суры, ниспосланные в первые 13 лет пророчества, когда Пророк Мухаммад жил в Мекке (до 622 г.), остальные после переселения (хиджры) Пророка и его сторонников из Мекки в Йасриб, который получил название «Мадинат ан-наби» (город Пророка(сгв) или ал-Мадина (Медина). Суры мекканского периода представляют собой короткие обращения с призывами веры в единого Бога и в Судный день, тогда как суры мединского периода — это, как правило, длинные увещевания, наполненные религиозно- правовыми предписаниями.

Одним из главных принципов различия мекканских и мединских сур является обращение к разным аудиториям. Коран мекканского периода обращается ко всем: «О, люди!» (во времена пророчества Мухаммада в Мекке Ислам еще не был принят полностью), Коран мединского периода обращен к конкретной общине: «О, вы, которые уверовали!». В содержательном плане следует отметить, что в Мекке призывы Пророка (сгв) имели общий характер и были направлены на осознанное признание людьми принципов единобожия, воскрешения в Судный день, а также принципов приобретения высоких нравственных качеств, избежания многобожия, идолопоклонства и аморальных по ступков. Мединские же айаты содержат, в основном, религиозно-правовые, этические и другие предписания.

Пророк Мухаммад (сгв) запоминал и озвучивал ниспосланные ему в виде айатов божественные откровения, а ближайшие сподвижники, в том числе его секретарь Зайд ибн Сабит, записывали их на лопатках и обработанных шкурах зверей или на пальмовых дощечках. Среди тех, кто записывал божественные Откровения, были Абу Бакр, Умар Усман, Али, Убай ибн Кааб, сыновья Абу Суфйана — Муавийа и Йазид, аз-Зубайр ибн ал-Аввам и др.

Несмотря на то, что во времена Пророка (сгв) многие знали наизусть весь текст Корана, суры еще не были собраны в отдельную книгу. Эта работа была начата и завершена в период правления третьего праведного халифа Усмана ибн Аффана (ок. 575 - 656).

Коран включает в себя целый ряд тем, которые можно сгруппировать следующим образом:

— богопознание, единобожие и атрибуты Бога;
— воскрешение из мертвых в День Суда и описание рая и ада;
— миссии и жизнеописания предыдущих пророков;
— ас-салат, ас-саум, аз-закат, ал-хумс, ал-хаджж, ал-джихад;
— нравственность и добродетель;
— хозяйственные взаимоотношения людей: купля, продажа, долг, залог и др.;
— предписания относительно наследования, завещания, дозволенного и недозволенного, еды, питья и др.;
— правосудие, свидетельствование и правила рассмотрения исков;
— наказание за нарушение религиозных предписаний;
— указание на историческое прошлое;
— совокупность религиозных знаний.

Примерно шестая часть Корана посвящена религиозно-правовым предписаниям. Эти айаты принято называть айат ал-ахкам (Откровения о предписаниях).

В тех случаях, когда смысл айатов носит общий характер, в сунне даются соответствующие пояснения, которые приняты мусульманскими учеными в качестве конкретизации и констатации смысла айатов. Следует отметить, что некоторые айаты Корана отменяют ниспосланные ранее, поскольку последние были открыты Пророку при конкретных обстоятельствах, и их отмена обусловлена необходимостью, ведомой только Аллаху, и интересами людей. По вопросам отмены некоторых айатов или предписаний среди исламских богословов единого мнения не существует.

Продолжение следует

Рафик Мухаметшин. "История ислама в России"

Социальные комментарии Cackle