• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Возрождая религиозные традиции

Время чтения: 5 мин
11649

Всевышний Аллах в суре «Аль-Хиджр» говорит: «Воистину, Мы ниспослали откровение, и Мы его охраняем» (15:9). Аллах обещает всем уверовавшим в Него, что Благородный Коран будет храниться Им неизменным до самого Судного дня. Мусульмане всего мира следуют одному Корану, который был ниспослан нашему пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям) и передавался из поколения в поколение, от учителя к ученику без изменений. Мы следуем тем самым предписаниям, что были переданы последнему пророку (салляллаху алейхи ва саллям) . Иного быть не может.

Таким образом Аллах сохраняет нас от ошибок, от заблуждений, от следования ложным учениям. В самой первой суре Корана – «Аль-Фатихе» – мы в каждом намазе несколько раз читаем и обращаемся к Аллаху: «Направь нас на правильный путь. Путь тех, которым Ты дал блага. Не тех, на которых Ты разгневался и не тех, которые сошли с него» (1:6-8). В самом начале долгого и сложного пути понимания, изучения Ислама мы просим у Аллаха хранить нас от ошибок.

Как человеку хотя бы с маленьким источником света легче пробираться в кромешной тьме, так и мусульманину многим проще ориентироваться в любых жизненных ситуациях. Свет истинно верующего мусульманина – Ислам. Религия следования Корану и Сунне пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Всевышний Аллах создал нам все условия для нашей главной миссии на Земле – поклонению Ему. «Не возлагает Аллах на душу то, что больше ее сил» (2:286). И одно из возложенных на мусульман – это сохранение, возрождение и распространение религии.

Хранить, сохранять, возрождать – важные деяния для человека. На протяжении всей жизни мы стараемся уберечь себя и своих близких от бед. Мы стараемся сохранить какие-то важные моменты из жизни в памяти. Отдельные моменты фиксируем на фотографиях и видео. И уж как мы носимся с какими-то дорогими как память вещами даже если никакой ценности они не имеют. Однако мы часто забываем о важности сохранения в религии.

Хранить, сохранять. Это чрезвычайно важный аспект в росте, развитии и распространении Ислама. С самых первых слов Благородного Корана, которые были ниспосланы нашему пророку Мухаммаду (салляллаху алейхи ва саллям): «Читай во имя твоего Господа, который сотворил все сущее» (96:1) – Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) запоминал ниспосланное. Хранил священные слова Аллаха в своей памяти. Не будем забывать, что при жизни Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) Коран не был записан. Сахабы тоже хранили аяты в своей памяти. И лишь после смерти пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) Коран был записан. Зададимся вопросом: смогли бы мы сегодня не записывая сохранить Коран лишь в памяти? И не только сохранить, а передать его следующим поколениям мусульман так, чтобы они в свою очередь смогли и дальше его хранить.

Лучший пример для нас – пример пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям) и его сахабов. Знать наизусть суры Корана, понимать их смысл, знать хадисы из жизни нашего достопочтенного пророка (салляллаху алейхи ва саллям) и, конечно, на протяжении всей своей жизни подчиняться велениям Аллаха – это наш священный долг. Каждый из нас должен стремиться к тому, чтобы еще больше и больше знаний хранилось в его памяти. Впечатление об Исламе, отношение к мусульманам создаем мы – мусульмане. А если мы не храним в себе даже десятой доли Корана, не можем процитировать ни единого хадиса – мы сами же создадим ложное впечатление о нашей религии.

Мы обязаны хранить нашу религию от притеснений. Мы обязаны хранить наших братьев и сестер от унижений. Пророк Мухаммад (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Кто из вас увидел злодеяние, пусть прекратит его рукой (т.е. действием); если не смог – то языком (т.е. словом); если и этого не смог – то пусть отвергает его сердцем, – и это самая последняя обязанность в вере – в случае, если не смог препятствовать рукой или словом».

Мы обязаны хранить наши религиозные традиции. Это огромный, до сих пор до конца не изученный и не систематизированный пласт. На протяжении веков татары исповедовали Ислам. На протяжении веков же сформировалась специфика исполнения обрядов, которая ни в коем случае не противоречит Корану и сунне. Наши религиозные деятели – Шигабутдин Марджани, Габдрахим Утыз-Имани, Габденнасыйр Курсави и многие другие написали огромное количество фундаментальных трудов. Наша обязанность – хранить их. Но Ислам не только не приемлет затворничества в жизни, но и требует с каждого мусульманина делиться знаниями. Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) сказал: «Когда человек умирает, все его дела прекращаются за исключением трёх: непрерывной милостыни, знания, которым могут пользоваться (другие люди), или праведного ребенка, который станет обращаться к Аллаху с мольбами за него» (хадис от Муслим). Знания, что человек оставит – это источник непрерывного блага вплоть до самого Судного дня.

Нашим предкам даже в годы притеснений религии, когда книги сжигались, мечети разрушались, а лучшие умы ссылались удалось сохранить религиозное наследие, копившееся в нашей местности с самого принятия Ислама волжскими булгарами.
Сегодня, сейчас наша задача – возродить то, что когда-то было утрачено, забыто, потеряно. Не случайно, что изданию и переизданию религиозных книг Духовное управление мусульман РТ уделяет особое внимание. Буквально за последние 1-2 года были изданы книги как для только знакомящихся с Исламом, так и для тех, кто хочет еще больше углубить свои знания. Дай Аллах, эта работа будет продолжена и в будущем. Аллах обещает нам хранить достоверность Корана. Мы же должны хранить и распространять Ислам.

Не теряет актуальности и вопрос сохранения и возрождения мечетей. Сегодня мы должны хранить мечети не от разрушения, а от скверны, от фитны и от опустения. Дома Аллаха не должны пустовать. На дверях не должны висеть замки, что особо актуально для сельских мечетей. Мы должны хранить дома Аллаха не только как место поклонения Аллаху, но и как место обучения религии, решения проблем мусульман. В республике продолжается восстановление когда-то разрушенных религиозных объектов – это тоже часть огромной работы по возрождению религиозного наследия татар-мусульман.

Духовное управление мусульман объявило 2014 год Годом возрождения религиозных традиций. Этот год продолжает ту деятельность, что мы вели в последние годы. Был Год Корана с большим количеством мероприятий, в том числе – изданием знаменитого Корана «Казан басмасы». В прошлом году был Год Шигабутдина Марджани. Конечно, объявление Года означает лишь то, что вопросам возрождения традиций и сохранения наследия будет уделено еще больше внимания. Хранить религию – это каждодневная священная обязанность каждого мусульманина. И каждый вечер мы должны задаваться вопросом: что я сегодня сделал для религии, которую Аллах для всех мусульман и ради меня обещал хранить до самого Судного дня.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Что Вы думаете об этом? Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle