• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

"В Бухаре богословы прыгали от восторга, как юнцы"

Время чтения: 5 мин
5229

Муфтий Татарстана Камиль хазрат Самигуллин рассказал о своей поездке в Узбекистан, итогах встреч и впечатлениях от страны в интервью Радику Амирову специально для Sputnik Узбекистан.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин находится с многодневным визитом в Узбекистане. По словам муфтия, Ташкенту, Бухаре, Самарканду, Москве, Казани и Уфе нельзя терять единую нить сотрудничества.

— Ассаламу алейкум, уважаемый муфтий! С чем связан визит в Узбекистан?

— Валейкум ассалам! Я приветствую вас из солнечного, по-братски искреннего, дружеского нам Узбекистана, куда мы прибыли "большим десантом". Это муфтии, общественные деятели. В нашем составе, например, ректор Российского исламского института (РИИ) Рафик Мухаметшин, глава Международной Ассоциации Исламского Бизнеса (МАИБ) Марат Кабаев, которого здесь помнят и ценят до сих пор как легендарного игрока того самого легендарного "Пахтакора"!

Прибыли мы сюда с целью подчеркнуть свою дружбу к Узбекистану, братскому народу, единоверцам, всегда хорошо относящемуся к России, к ее гражданам. Приехали еще и для того, чтобы встретиться с муфтиями, укрепить духовные связи, расширить контакты, например, такой важной сфере, как образование. А еще на нас возложена миссия от имени мусульман России выразить дань памяти могилам исторических деятелей.

Я говорю об имаме аль-Бухари, ученого имама Абу Мансур аль-Матуриди, сахаба Хусам ибн Габбаса (да будет доволен ими Аллах). Это поистине великие люди своей эпохи, проложившие след в далекое будущее — наше время. Мы уже побывали в Ташкенте, Самарканде, Бухаре.

— Как сотрудничают Узбекистан и Татарстан в религиозной сфере?

— Наш визит как раз предполагает детальное обсуждение этой работы. Должен сказать, что исламская сфера, в первую очередь, образование и просвещение стоит во главе угла наших контактов. И должен признать — мы используем не все возможности. А возможности эти есть!

Например, преподавание ислама учеными из Узбекистана в России. У узбекской стороны большое историческое наследие. Есть мощные вузы, преподаватели, знатоки. Почему бы их не пригласить в Россию, в Татарстан? У нас осенью открывается Болгарская исламская академия. Мы заинтересованы в преподавателях. Но это могут быть и краткосрочные курсы. Варианты есть, важно их использовать и еще важнее — как использовать.

Кроме того, эту тему мы обсудили на встречах с полномочным Послом Российской Федерации в Республике Узбекистан Владимиром Тюрденевым, здешним полпредом Татарстана Рамилем Шакировым. В ходе встречи обменялись мнениями по улучшению религиозного образования в наших странах.

— Как работает Духовное управление мусульман Татарстана с мигрантами в целом и с узбекистанцами?

— Если говорить на чистоту, то ситуация следующая. В Татарстане, как и других регионах нашей страны, очень много мигрантов из стран Средней Азии. Прихожанами наших мечетей являются ребята из Киргизии, Казахстана, Таджикистана. Они дисциплинированы, чтут законы государства, где работают, учат русский язык, а татарский они почти выучили! Они прихожане — слушают проповеди, не нарушают законы России.

Но отдельно хочу сказать о гражданах Узбекистана. Почему-то в наших молельных домах, мечетях, на проповедях их очень мало. Но ведь мы хотя бы примерно знаем их количество в отдельно взятой Казани. Почему они не ходят в мечеть? Если не ходят, то где они собираются? Я знаю, узбекские ребята весьма религиозны, их много, но почему-то в мечетях их не видно.
Я донес эту мысль во время визита в Комитет по религии Узбекистана и мне был дан ответ — "А что если мы направим в Россию человека, который смог бы выстроить диалог с этими ребятами?". Это важный вопрос. Уверен, решим. Поэтому мы здесь. Мигранты должны быть вовлечены в общественную жизнь страны пребывания. Замкнутость, зашоренность ни к чему позитивному не приведет.

— Управление мусульман Узбекистана планирует запустить онлайн-курсы ислама. Как вы относитесь к этой инициативе? Возможно ли такое в Татарстане?

— Подобные курсы у нас уже есть. Помимо этого есть и другие образовательные проекты. Так что в этом направлении мы также можем консультировать наших узбекских коллег. Опыт у нас огромный.

Хотел бы заметить одну деталь. После распада СССР мы все стали вариться в собственном соку. У каждого свои планы, работа. Думали — а может быть, проживем сами по себе, зачем нам общее прошлое?

А вот оказалось, нет, не проживем, сидя каждый сам по себе. Нужно общение, разговоры, визиты, встречи, споры. Как нас этому учили старшие.

Для Узбекистана и России очень важно сохранить и приумножить политические, экономические, культурные и духовные связи.

— Какие у вас впечатления от Узбекистана?

— Мы побывали в медресе "Мир-араб", мавзолее Имама Аль-Бухари, посетили мусульманские святые места Самарканда, могилу президента Узбекистана Ислама Каримова. Это производит на нас очень сильные впечатления.

Если взять тот же "Мир-араб". Все исламские религиозные деятели советского периода получали образование здесь. В бухарском медресе хранится Коран "Казан басмасы" 1914 года. А сама медресе включена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Здесь учился, например, величайший татарский религиозный деятель Галимджан Баруди.

На память руководству медресе я преподнес подарок — шамаиль (особый вид станковой картины).

Вы знаете, как только приехали в медресе, представителя нашей многочисленной делегации — а это убеленные сединой ученые, муфтии — начали бегать и прыгать от радости. Стали вспоминать свои молодые годы. Как учились, с кем учились, у кого учились… Они же здесь были юнцами- кто тридцать лет назад, кто еще раньше.

Посмотрел я на них, на их ликования, на их беготню и подумал: "О, Господи! Я вижу их совсем молодыми. Они такими же и остались в этой вечной Бухаре".

Источник: http://ru.sputniknews-uz.com/Uzbekistan/20170729/5926096/muftii-samigullin-v-uzbekistane.html

 

Социальные комментарии Cackle