Является ли Ад вечным? Часть 2

4683

Является ли Ад вечным? Часть 2

Допустим, что неверующие тоже будут выведены из ада когда-нибудь, подобно грешным мусульманам. Но в таком случае, хадисы о проявлении шафа'ата Посланником Аллаха ﷺ к грешным мусульманам потеряют свой всяческий смысл. То есть неверующие будут уподоблены грешным верующим, и заступничество Пророка ﷺ, которое свойственно только относительно грешных мусульман, потеряет свое всяческое значение. А это уже противоречит истине.

Как мы знаем, и сахабы, и таби'ины были едины во мнении, в вопросе относительно вечности Ада. Ибн Хазм, в своем труде «Маратибуль-иджма'»,  подчеркивая это, сказал следующее: «Они были едины во мнении о том, что Ад существует и является местом мучений для тех, кто это заслужил. А его обитатели, ровно также как и сам Ад, будут вечно находится там» (Ибн Хазм, Маратибуль-иджма', стр 268). Но даже в написанном Ибн Таймией, с целью критики, ответном сочинении под названием «Накдуль Маратибуль-иджма'» нет по этому поводу каких-либо возражений.

Слова же Мухаммада Захид аль-Каусари (рахматуллахи 'алейхи), сказанные об отношении Ибн Хазма к вопросам иджма' (единое мнение), - лишнее доказательство истинности данного убеждения: «Не любая иджма' принималась такими как Ибн Хазм, которые были очень щепетильны в этом вопросе, но принятые иджма' были самыми наилучшими» (Мухаммад Захид аль-Каусари, Макалят; «Масалятяль-хулуд» 328).

По убеждению представителей ахли-сунны, и Ад, и Рай, также как и его обитатели вечны, и для обреченных остаться навсегда в Геенне огненной не будет облегчения в муках. При этом среди ученых-богословов ахли-сунны никогда не возникло разногласий в данном вопросе.

Теперь же рассмотрим точку зрения Ибн Кайима.

По мнению Ибн Кайима, неверующие будут находится в Аду, до тех пор, пока он в один момент не перестанет существовать. А его обитатели попадут в Рай.

В данном вопросе Ибн Кайим опирается на следующие аяты:

فَأَمَّا الَّذِينَ شَقُوا فَفِي النَّارِ لَهُمْ فِيهَا زَفِيرٌ وَشَهِيقٌ * خَالِدِينَ فِيهَا مَا دَامَتِ السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ إِلَّا مَا شَاءَ رَبُّكَ ۚ إِنَّ رَبَّكَ فَعَّالٌ لِّمَا يُرِيدُ

«Несчастные пребудут в Огне, где они будут хрипеть и реветь. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного. Воистину, твой Господь вершит то, что пожелает» (сура Худ, аяты 106-107).

وَيَوْمَ يَحْشُرُهُمْ جَمِيعًا يَا مَعْشَرَ الْجِنِّ قَدِ اسْتَكْثَرْتُم مِّنَ الْإِنسِ ۖ وَقَالَ أَوْلِيَاؤُهُم مِّنَ الْإِنسِ رَبَّنَا اسْتَمْتَعَ بَعْضُنَا بِبَعْضٍ وَبَلَغْنَا أَجَلَنَا الَّذِي أَجَّلْتَ لَنَا ۚ قَالَ النَّارُ مَثْوَاكُمْ خَالِدِينَ فِيهَا إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ ۗ إِنَّ رَبَّكَ حَكِيمٌ عَلِيمٌ

«В тот день Он соберет их вместе: «О сонмище джиннов! Вы ввели в заблуждение многих людей». Их помощники из числа людей скажут: «Господь наш! Одни из нас пользовались другими, и мы достигли нашего срока, который Ты назначил нам». Он скажет: «Огонь будет вашей обителью, в которой вы пребудете вечно, если только Аллах не пожелает иначе!». Воистину, твой Господь — Мудрый, Знающий» (сура аль-Ан’ам, аят 128).

لَّابِثِينَ فِيهَا أَحْقَابًا

«Они пробудут там долгие годы» (сура ан-Наба, аят 23).

Ученые богословы ахли-сунны толковали и понимали эти аяты в контексте предыдущих аятов, сойдясь во мнении, что Аллах по Милости своей выведет из Ада грешных мусульман, а неверующие навсегда останутся в нем. Эта истина была основательно доказана, и если обратится к трудам ученых, коих мы упомянули выше, то очевидно, что они, подробно разобрав проблему, не оставили места для сомнений.

Мы же рассмотрим некоторые аспекты опровержения заблуждений Ибн Кайима.

• Употребленное в аятах выражение إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ  «если только Аллах не пожелает иначе», стоит понимать как إِلَّا مَنْ شَاءَ «Только те, относительно кого, не пожелает иначе». В данном случае, речь идет о грешных мусульманах, которых Аллах пожелает освободить из Ада.

Если учесть существование множества аятов и хадисов, которые свидетельствуют нам о вечности Ада, и о вечном пребывании в нем неверующих, при этом принимая во внимание тот факт, что аяты Досточтимого Куръана не противоречат друг другу, то, следовательно, подобные аяты должны рассматриваться именно в этом контексте.

Также как в аяте:

فَانكِحُوا مَا طَابَ لَكُم مِّنَ النِّسَاءِ مَثْنَىٰ وَثُلَاثَ وَرُبَاعَ

«...женитесь на женщинах, которые нравятся вам: на двух, трех, четырех» (сура ан-Ниса, аят - 3), употребленное مَا стоит воспринимать иначе как  مَنْ.

• Ограничение времени, употребленное в аяте, указывает на время между его смертью и воскрешением в Судный день. Подобное толкование было упомянуто Ибн Джариром ат-Табари.

• إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ  («если только Аллах не пожелает иначе») является «муджмаль», то есть имеет скрытую форму смысла  данного выражения. Аяты и хадисы, в которых говорится о вечности Ада, являются «захир», то есть имеют открытую смысловую нагрузку, а некоторые из них это «насс» - явное доказательство. Соответственно в случае, когда пересекаются «муджмаль» и «захир», «муджмаль» должен трактоваться в контексте «захир», то есть не имеющее прямого конкретизированного смысла, должно трактоваться в свете того выражения, который  имеет конкретный смысл и явно очевиден. А значит, если следовать этому правилу, Ад, ровно также как и мучения в нем вечны.

• إِلَّا مَا شَاءَ اللَّهُ («если только Аллах не пожелает иначе») касается не только обитателей Ада, но и Рая, а значит, если следовать убеждениям Ибн Кайима не только Ад, но и Рай, имеется временную границу своего существования. Как мы и упоминали ранее, подобного взгляда придерживался лишь Джахм бин Сафван, идеи которого не были разделены другими учеными из числа ахли-сунна, и были признаны заблуждением.

Всевышний Аллах сказал в Досточтимом Куръане:

وَأَمَّا الَّذِينَ سُعِدُوا فَفِي الْجَنَّةِ خَالِدِينَ فِيهَا مَا دَامَتِ السَّمَاوَاتُ وَالْأَرْضُ إِلَّا مَا شَاءَ رَبُّكَ ۖ عَطَاءً غَيْرَ مَجْذُوذٍ

«Счастливые же пребудут в Раю. Они пребудут там вечно, пока существуют небеса и земля, если только твой Господь не пожелает иного. Это будет неиссякаемый дар» (сура Худ, аят 108).

• Употребленное в аяте выражение «пока существуют небеса и земля» относится непосредственно к небесам и земле ахирата, а не к современной атмосфере и литосфере нашей планеты. Утверждающие обратное, соответственно должны верить тогда в то, что после разрушения земли и небес в Судный день, неверующие сразу попадут прямиком в Рай. А это как мы знаем также далеко от истины.

• Теперь рассмотрим аят,  لَّابِثِينَ فِيهَا أَحْقَابًا «Они пробудут там долгие годы» (сура ан-Наба, аят 23), который был воспринят Ибн Кайимом как доказательство его убеждений.

В хадисах слово «хукуб» истолковывается как временной отрезок длиной  в тысячу лет. Соответственно, если примитивно посчитать, опираясь на изречения Ибн Кайима, то где-то через сто пятьдесят тысяч лет, неверующие люди, угодившие в Ад, по его мнению, должны оказаться уже в Раю. К тому же «Они пробудут там долгие годы» вовсе не означает, что «спустя какое-то время они выйдут оттуда» (Мустафа Сабри Эфенди, «Знания новых исламских мужтахидов» стр-108).

К тому же, если рассмотреть подобный аят в контексте иных, открыто говорящих нам о вечности Ада, мы не увидим здесь каких-либо противоречий. 

• Слово «хукуб» помимо значения «долгие годы» может также означать «вечность» или «нескончаемо». Соответственно, принимая во внимание значение предыдущих аятов, мы можем извлечь из этого откровения, что неверующие прибудут в Аду нескончаемо долго, то есть вечность. Как видим, данный аят ни только не противоречит другим аятам, а наоборот, дополняя их является доказательством истинности утверждения о вечности Ада. 

Однако как бы там ни было, заблудшие умы все равно толкуют их значение по-своему. Истина явна и очевидна, принимать ее или следовать путем заблуждений - это выбор каждого. Ибо Всевышний Аллах ясно описал удел подобных людей:

وَقُلِ الْحَقُّ مِن رَّبِّكُمْ ۖ فَمَن شَاءَ فَلْيُؤْمِن وَمَن شَاءَ فَلْيَكْفُرْ ۚ إِنَّا أَعْتَدْنَا لِلظَّالِمِينَ نَارًا أَحَاطَ بِهِمْ سُرَادِقُهَا ۚ وَإِن يَسْتَغِيثُوا يُغَاثُوا بِمَاءٍ كَالْمُهْلِ يَشْوِي الْوُجُوهَ ۚ بِئْسَ الشَّرَابُ وَسَاءَتْ مُرْتَفَقًا

«Скажи: «Истина — от вашего Господа. Кто хочет, пусть верует, а кто не хочет, пусть не верует». Мы приготовили для беззаконников Огонь, стены которого будут окружать их со всех сторон. Если они станут просить о помощи (или дожде), то им помогут водой, подобной расплавленному металлу (или осадку масла), которая обжигает лицо. Мерзкий напиток и скверная обитель!» (сура Кяхф, аят – 29).

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home