Реклама

Является ли Ад вечным? Часть 1

7722

Вера в Рай и Ад, а также в их существование сейчас, является обязательной для верующего человека

Вера в Рай и Ад, а также в их существование сейчас, является обязательной для верующего человека

بِسْمِ اللهِ الرَّحْمَنِ الرَّحِيمِ

اَلْحَمْدُ للهِ الَّذِي هَدَينَا لِهَذَا وَمَا كُنَّا لِنَهْتَدِيَ لَوْلَا أَنْ هَدَينَا اللهُ لَقَدْ جَاءَتْ رُسُلُ رَبِّنَا بِالْحَقِّ

صَلُّوا عَلَي رَسُولِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبَيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

صَلُّوا عَلَى شَفِيعِ ذُنُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

صَلُّوا عَلَى طَبِيبِ قُلُوبِنَا مُحَمَّدٍ: أَلَّلهُمَّ صَلِّ عَلَى سَيِّدِنَا وَنَبِيِّنَا مُحَمَّدٍ وَعَلَى آلِ سَيِّدِنَا مُحَمَّدٍ

В то время, как мы боремся за сохранение пути ахли сунны, появились те, кто пытается сбить нас и посеять зерна сомнения: они, одев "белые халаты" возомнили себя "докторами". Превратили Ислам в поле, на котором каждый хочет выйти и попинать мячик, начали выносить нелепые фетвы и писать дискредитирующие путь ахли сунны статьи. Они пытаются отвратить верующих от следования мазхабам, следующим шагом они намереваются подорвать доверие к хадисам. И так, пока мы совсем не отойдём от религии...

С недавних пор широкую общественность стали тревожить статьи и высказывания о невечности Ада. Да, их немного и пишутся они небольшой группой авторов. И эти люди пытаются убедить нас, что придёт день, когда Ад прекратит своё существование и все без исключения попадут в Рай. То есть злодей и потерпевший, серийный маньяк и его жертва, фараон и его угнетенные – словом, все без разбору попадут, по мнению горе-авторов, в Рай. И тогда у многих возник вопрос: а для чего в таком случае нужна религия и почему мы должны остерегаться совершения грехов и зла, если все пути все равно ведут в Рай? Каждому здравомыслящему человеку становится ясно, что заявления этих смутьянов - не больше чем ересь и путь к анархии.

Впрочем, я, как религиозный деятель убежден, что сила уммы – в единстве и что вносить раздор в ту или иную среду является греховным деянием. Быть сплоченными мусульман призывает и Досточтимый Куръан. Поэтому, разумеется, считаю необходимым внести разъяснения. Для начала, в качестве вступления разберем вопрос о том, существуют ли на данный момент Ад и Рай?

Итак, Рай (Джаннат) – это вечная обитель, уготованная в качестве награды для верующих людей, совершавших праведные поступки при жизни. Рай состоит из семи частей, самая прекрасная и возвышенная из которых именуется Фирдаус, и находится она, непосредственно, под Аршем Всевышнего Аллаха. (Джаухара ат-Таухид).

Сказал Всемогущий Аллах в Досточтимом Куръане:

وَلِمَنْ خَافَ مَقَامَ رَبِّهِ جَنَّتَانِ

«А тому, кто боялся предстать перед своим Господом (для отчета и поэтому выполнял все виды поклонения и избегал совершения грехов), уготовано два сада» (сура ар-Рахман, аят 46).

Ад (Джаханнам) – это место, где будут прибывать неверующие, а также люди из числа верующих, которые были при жизни грешниками. Ад, состоящий из семи частей, является местом различных мук и наказаний. Неверующие обречены на вечное пребывание в Геене огненной.

Всевышний Создатель сказал в Досточтимом Куръане следующее:

إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا مِنْ أَهْلِ الْكِتَابِ وَالْمُشْرِكِينَ فِي نَارِ جَهَنَّمَ خَالِدِينَ فِيهَا ۚ أُولَٰئِكَ هُمْ شَرُّ الْبَرِيَّةِ

«Воистину, не уверовавшие люди писания и многобожники окажутся в огне Геенны и пребудут там вечно. Они являются наихудшими из тварей» (сура аль-Байина, аят 6).

Грешники же из числа верующих, получив свое наказание в Аду, по Милости Всевышнего Аллаха, отправятся в Рай и станут его обитателями, вместе с остальными верующими, навечно.

Вера в Рай и Ад, а также в их существование сейчас, является обязательной для верующего человека, следующего путем сунны Посланника Аллаха ﷺ.

Что же касается вопроса о вечности Ада, то этот вопрос был подробно рассмотрен в труде «Знания новых исламских муджтахидов», написанный шейхуль-исламом Мустафой Сабри, в качестве ответа нашему татарскому богослову Мусе Джарулле Бигиеву, отстаивавшему точку зрения о том, что Ад не вечен. На это его заявление было написано множество опровержений, что даже великий татарский поэт Габдулла Тукай, отмечая безосновательность подобного мнения, с иронией написал:

Зур бәшарәт!

(Рәхмәте илаһия гомуми*)

Бәшарәт сезгә, и әһле Петербург!

Шулай ук сезгә дә, әһле Нью-Йорк!

Бәшарәт сезгә дә, и Берлин әһле!

Шулай ук сезгә шатлык, Лондон әһле!

Бәшарәт сезгә дә, карсак японнар!

Бәшарәт сезгә, чиннар һәм финнәр!

Беләмсез, калмыйсыз сез утта мәңге, –

Алыр сезне йолып Муса әфәнде!

Большая радость!

(Всеохватывающее божественное милосердие*)

Радость вам, о жители Петербурга!

Так же и вам, о жители Нью-Йорка!

И вам радость, о жители Берлина!

Так же вам радость, жители Лондона!

Радость и вам, низкорослые японцы!

Радость вам, китайцы и фины!

Без вашего ведома, не останетесь вы навечно в огне,

- возьмет и спасет вас господин Муса!

А вот доказательства того, что великий богослов, первый всенародно избранный муфтий, шейх Галимжан Баруди считал Мусу Бигиева неверующим, он так и выразился о нем "динсез", что означает неверующий, безбожный, атеист. Мы не берёмся комментировать слова шейха Галимжана Баруди, лишь приводим факты, которые в свою очередь указывают на то, что его идеи, в частности идея о бренности Ада не была поддержана богословами и стала причиной подобных слов о нем.   

В рамках этого вопроса также стоит отметить труд «аль-И'тибар би бакаиль-джаннати ван-нар» Тикыюддина 'Али бин 'Абдиль-Кяфи ас-Субки, и произведение «Раф'уль – астар ли ибтали адиллятиль –каилина би фанаин-нар» Мухаммада бин Исма'иля ас-Санати, большее известное как «аль-Амир», которые служат яркими примерами опровержения ошибочных убеждений Ибн Таймии и Ибн Кайима о не вечности адских мучений и являются неопровержимым доказательством того, что Ад вечен. 

И если взгляды Ибн Кайима  нашли отражение в его труде, то не стоит забывать, что в ответ на эти убеждения исламскими учеными были написаны основательные опровержения. Поэтому, было бы куда лучше, если бы люди, которые могут позволить себе усомниться относительно вечности Ада и при этом не считают это предосудительным, могли уделить свое время на  изучение трудов этих ученых, проявляя такое же старание, как и к трудам Ибн Кайима и Мусы Бигиева по этому вопросу.

Для лучшего восприятия темы и определения истины, мы рассмотрим основные аспекты заблуждений Ибн Кайима, и поясним позицию взглядов, принятых считать правильными.

Никто из богословов не поддержал мнения, высказанного основателем секты джахмия, аль-Джахм бин Сафваном, который считал, что Рай и Ад когда-нибудь исчезнут. Но все исламские ученые-богословы, включая даже Ибнуль-Кайима и самого аль-Джахм бин Сафвана, сошлись во мнении, что неверующие будут пребывать в Аду, пока он существует.

Теперь же остановимся на основных спорных моментах касательно нашего вопроса, которые разделились следующим образом. 

а) По мнению представителей ахли-сунны и большинства мусульман прочих мазхабов, Рай и Ад являются вечной обителью, так же как их обитатели. Имеющий даже маленькую частицу веры человек, угодивший за свои проступки в Ад, очистившись от них, будет перемещен из Геенны огненной в Рай. Неверующие же навсегда останутся в Аду.

б) По мнению Ибн Кайима по мере существования Ада неверующие будут прибывать в нем. Однако в один день Ад прекратит свое существование, и все населявшие его неверные отправятся в Рай. Причем, по его мнению, только Ад перестанет существовать, а Рай будет вечен.

А теперь рассмотрим доводы каждой из сторон, подкрепленные аятами и хадисами Посланника Аллаха  ﷺ.

В качестве доказательства вечного существования Ада представители ахли-сунны приводят следующие доводы:

Согласно точки зрения Ибн Кайима в один момент Ад перестанет существовать, а это значит, что муки неверующих людей, которые они получили по заслугам прекратятся. Однако это противоречит аятам Досточтимого Куръана, где Всемогущий Создатель ясно указал, что неверующие прибудут в Аду вечно.

إِنَّ الْمُجْرِمِينَ فِي عَذَابِ جَهَنَّمَ خَالِدُونَ * لَا يُفَتَّرُ عَنْهُمْ وَهُمْ فِيهِ مُبْلِسُونَ

«Воистину, грешники (совершившие самый большой грех, которым является ширк) вечно будут мучиться в Аду. Им не будет дано передышки (в наказании), и они пребудут там в отчаянии (потеряв надежду на какую-либо милость)» (сура аз-Зухруф, аяты 74-75).

إِنَّ اللَّهَ لَعَنَ الْكَافِرِينَ وَأَعَدَّ لَهُمْ سَعِيرًا * خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۖ لَّا يَجِدُونَ وَلِيًّا وَلَا نَصِيرًا

«Воистину, Аллах проклял неверующих (отдалив их от своей милости в мирской жизни и в вечной жизни, и от Рая) и уготовил для них пламя, в котором они пребудут вечно. Они не найдут ни друга (который бы спас их), ни помощника» (сура аль-Ахзаб, аяты 64-65).

وَمَن يَعْصِ اللَّهَ وَرَسُولَهُ فَإِنَّ لَهُ نَارَ جَهَنَّمَ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا

«Кто же (не приняв того, к чему я призываю) ослушается Аллаха и Его посланника, тому уготован огонь Геенны, в котором они пребудут вечно» (сура аль-Джинн, аяты 23).

يُرِيدُونَ أَن يَخْرُجُوا مِنَ النَّارِ وَمَا هُم بِخَارِجِينَ مِنْهَا ۖ وَلَهُمْ عَذَابٌ مُّقِيمٌ

«Они захотят выйти из огня (Ада), но не смогут выйти оттуда. Им уготованы вечные мучения» (сура аль-Маида, аят 37).

وَالَّذِينَ كَفَرُوا لَهُمْ نَارُ جَهَنَّمَ لَا يُقْضَىٰ عَلَيْهِمْ فَيَمُوتُوا وَلَا يُخَفَّفُ عَنْهُم مِّنْ عَذَابِهَا ۚ كَذَٰلِكَ نَجْزِي كُلَّ كَفُورٍ

«А тем, которые не уверовали, уготован огонь Ада. О них не будет вынесено решение, чтобы они могли умереть (второй смертью, и полностью избавиться от мучений в Аду), и их наказание не облегчится (чтобы они могли освежиться)» (сура Фатыр, аят 36).

وَأَمَّا الَّذِينَ فَسَقُوا فَمَأْوَاهُمُ النَّارُ ۖ كُلَّمَا أَرَادُوا أَن يَخْرُجُوا مِنْهَا أُعِيدُوا فِيهَا وَقِيلَ لَهُمْ ذُوقُوا عَذَابَ النَّارِ الَّذِي كُنتُم بِهِ تُكَذِّبُونَ

«А пристанищем нечестивцев (и неверующих, вышедших из повиновения Аллаху) будет огонь. Всякий раз, когда они захотят выйти оттуда, их вернут туда, и им будет сказано: «Вкусите мучения в огне (Ада), которые вы считали ложью (в мирской жизни)!» (сура ас-Сажда, аят 20).

Как видим из строк выше приведенных аятов, Всевышний Аллах указывает нам на то, что адские муки уготованные для неверующих будут вечны.

Приведем еще несколько примеров:

بَلَىٰ مَن كَسَبَ سَيِّئَةً وَأَحَاطَتْ بِهِ خَطِيئَتُهُ فَأُولَٰئِكَ أَصْحَابُ النَّارِ ۖ هُمْ فِيهَا خَالِدُونَ

«О нет! (Огонь непременно опалит вас и не ограничится только вами) Тот, кто приобрел зло (такое как ширк) и оказался окруженным своими грехами (предстал перед Аллахом как мушрик), они окажутся обитателями огня (Ада). Они пребудут там вечно (не имея возможности выйти)» (сура аль-Бакара, аят 81).

إِنَّ الَّذِينَ كَفَرُوا وَظَلَمُوا لَمْ يَكُنِ اللَّهُ لِيَغْفِرَ لَهُمْ وَلَا لِيَهْدِيَهُمْ طَرِيقًا * إِلَّا طَرِيقَ جَهَنَّمَ خَالِدِينَ فِيهَا أَبَدًا ۚ وَكَانَ ذَٰلِكَ عَلَى اللَّهِ يَسِيرًا

«Воистину, тех, которые не уверовали и поступали несправедливо (по отношению к Мухаммаду ﷺ отвергнув его пророчество, и ко всем людям, мешая им уверовать в него), Аллах не простит их (пока они упорствуют в своем неверии) и не поведет никаким путем (ведущим к спасению), кроме пути в Геенну, в которой они пребудут вечно. Это для Аллаха легко (наказать неверующих вечным пребыванием в Аду)» (сура ан-Ниса, аяты 168-169).

إِنَّكُمْ وَمَا تَعْبُدُونَ مِن دُونِ اللَّهِ حَصَبُ جَهَنَّمَ أَنتُمْ لَهَا وَارِدُونَ * لَوْ كَانَ هَٰؤُلَاءِ آلِهَةً مَّا وَرَدُوهَا ۖ وَكُلٌّ فِيهَا خَالِدُونَ

«(О, Мекканские мушрики!) Вы и те, чему вы поклоняетесь вместо Аллаха, являетесь растопкой для Геенны, в которую вы войдете. Если бы они (на самом деле) были богами, то не вошли бы туда. Но все они (и те, кому поклонялись и те, кто им поклонялся) останутся там навечно» (сура аль-Анбия, аяты 98-99).

Также об этом неоднократно говорится и в хадисах Посланника Аллаха ﷺ, подтверждая верность убеждения о вечности Ада:

عَنْ أَبِي هُرَيْرَةَ رَضِيَ اللَّهُ عَنْهُ، عَنِ النَّبِيِّ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ قَالَ: «مَنْ تَرَدَّى مِنْ جَبَلٍ فَقَتَلَ نَفْسَهُ، فَهُوَ فِي نَارِ جَهَنَّمَ يَتَرَدَّى فِيهِ خَالِدًا مُخَلَّدًا فِيهَا أَبَدًا، وَمَنْ تَحَسَّى سُمًّا فَقَتَلَ نَفْسَهُ، فَسُمُّهُ فِي يَدِهِ يَتَحَسَّاهُ فِي نَارِ جَهَنَّمَ خَالِدًا مُخَلَّدًا فِيهَا أَبَدًا، وَمَنْ قَتَلَ نَفْسَهُ بِحَدِيدَةٍ، فَحَدِيدَتُهُ فِي يَدِهِ يَجَأُ بِهَا فِي بَطْنِهِ فِي نَارِ جَهَنَّمَ خَالِدًا مُخَلَّدًا فِيهَا أَبَدًا»

По преданию от Абу Хурайры (радыяллаху 'анху) Посланник Аллаха ﷺ   сказал следующее: 

«Тот, кто покончит с собой, скинувшись с горы, тот будет навечно скинут в огонь Ада. Тот, кто убьет себя, испив яд, тот навечно пребудет в огне ада, испивая в нем. Тот, кто убьет себя куском железа, тот прибудет в вечном адском огне,  с железом в руке, вонзившимся ему в живот» (Бухари, Тыбб: 55, 5442, 5/2179; Муслим, Иман: 47, №109, 1/103-104).

عَنْ أَبِي سَعِيدٍ، قَالَ: قَالَ رَسُولُ اللهِ صَلَّى اللهُ عَلَيْهِ وَسَلَّمَ: " يُجَاءُ بِالْمَوْتِ يَوْمَ الْقِيَامَةِ، كَأَنَّهُ كَبْشٌ أَمْلَحُ - فَيُوقَفُ بَيْنَ الْجَنَّةِ وَالنَّارِ، فَيُقَالُ: يَا أَهْلَ الْجَنَّةِ هَلْ تَعْرِفُونَ هَذَا؟ فَيَشْرَئِبُّونَ وَيَنْظُرُونَ وَيَقُولُونَ: نَعَمْ، هَذَا الْمَوْتُ، قَالَ: وَيُقَالُ: يَا أَهْلَ النَّارِ هَلْ تَعْرِفُونَ هَذَا؟ قَالَ فَيَشْرَئِبُّونَ وَيَنْظُرُونَ وَيَقُولُونَ: نَعَمْ، هَذَا الْمَوْتُ، قَالَ فَيُؤْمَرُ بِهِ فَيُذْبَحُ، قَالَ: ثُمَّ يُقَالُ: يَا أَهْلَ الْجَنَّةِ خُلُودٌ فَلَا مَوْتَ، وَيَا أَهْلَ النَّارِ خُلُودٌ فَلَا مَوْتَ "
По преданию от Абу Саида аль-Худри (радыяллаху 'анху) Посланник Аллаха ﷺ сказал следующее:

«В Судный день (когда все обитатели рая и ада отправятся по своим обителям) будет приведена смерть, в виде пестрого барана. Глашатай спросит:

- О, обитатели Рая, знаете ли вы кто это?

И тогда обитатели Рая, подняв голову, увидят барана, затем ответят:

- Да, знаем, это смерть.

Тогда глашатай спросит, обращаясь тем, кто в Аду:

- О, обитатели Ада, знаете ли вы кто это?

Обитатели Ада, подняв голову, увидят барана и скажут:

- Да, знаем, это смерть.

После чего этот баран будет зарезан между Раем и Адом, а глашатай скажет (обращаясь к обитателям Рая):

- О, обитатели Рая, теперь вы прибудете здесь вечно, ибо смерти больше нет.

Затем (обращаясь к обитателям Ада) скажет:

- О, обитатели Ада, теперь вы прибудете здесь вечно, ибо смерти больше нет» (Муслим, Китаб аль-джанна: 13, №2849, 4/2188; Бухари, Тафсир: 221, №4453, 4/1760; Тирмизи, Китаб ат-тафсир аль-Куръан, Хадис,№ 3156).

Поведал Му'аз бин Джабаль (радыяллаху 'анху) следующее: «Посланник Аллаха ﷺ отправил меня в Йемен. И когда я прибыл туда, сказал народу:

- О, люди! Бесспорно то, что я был послан к вам Посланником Аллаха ﷺ. Несомненно, мы все будем возвращены к Аллаху, и это возвращение - возвращение либо в Рай, либо в Ад. Вернувшись мы останемся там навсегда, и будем жить вечно» (Суюты, аль-Джам' ас-Сагир, № 852).

И еще существует большое количество известных хадисов, по которым следует, что имеющие хотя бы ничтожно маленькую долю веры в сердце, выйдут из Ада, а неверующие останутся в нем навсегда. Помимо этого, также немало хадисов, повествующих нам о том, что грешные верующие по проявлению к ним шафа'ата буду выведены из Ада и поселены Всевышним в Рай. Причем, с оговоркой на то, что это касается грешных мусульман.

Муфтий Республики Татарстан Камиль хазрат Самигуллин

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home