• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Сближая науку и религию

Время чтения: 3 мин
3203

Современная наука всячески старается подчеркнуть свой нейтральный статус по отношению к религии, но у верующих людей есть к ней свои вопросы.

Философская основа теории познания, на которой базируется современная западная наука основана на тотальном сомнении во всем и поэтому подвергается критике. Критики указывают, в частности, на субъективизм этой позиции, на которую могут влиять культурный контекст, гендерные предпочтения и другие социальные факторы. Борцы за экологию критикуют позицию ученых, ставящих во главу угла лишь интересы человека, при полном игнорировании окружающей среды и живой и неживой природы, что ведет к их разрушению. Они, в противовес этому, предлагают свой подход, согласно которому человек – часть природы, а не ее «хозяин».

А вот исламские ученые, в свою очередь, предлагают свой подход, который сочетает науку и религию.

Так, например, профессор исламской философии Государственного исламского университета Джакарты Мулади Картанегара поддерживает «исламизацию» науки и считает, что ислам учит человека жить в гармонии с природой.

Он аргументирует свою позицию тем, что ислам рассматривает природу как разнообразные формы жизни. «Господствующие в современной западной науке взгляды не признают наличие метафизического существования (духовной сферы). Методы ее познания объективно-эмпирические – то есть она признает существующим лишь то, что можно ощутить органами чувств и поэтому игнорирует любые предположения о Боге и Его роли в создании природы и не рассматривают ее как Божественное назидание людям, а относятся к ней исключительно как материальному объекту. Это ведет к разрушению природы и повторяющимся кризисам человеческой цивилизации».

Его концепция также отличается от концепций других восточных религий, которая рассматривает человека в единстве с природой. Он указывает в этой связи, что согласно исламскому вероучению человек является на земле халифом – представителем Бога, имеющим право на управление природой. Это накладывает на человека обязанность не идти против воли Бога, когда вопрос касается эксплуатации земных богатств.

Это, в свою очередь, диктует необходимость разработки новой парадигмы развития человечества, так западная парадигма зашла в тупик: идеология обанкротилась, провозглашен «конец истории», неясно куда и как развиваться в дальнейшем.

Исламские богословы рассматривают природу как творение Бога и в познании тайн природы видят познание Божественной мудрости и смысла творения.

Западные ученые XIX века надеялись, что наука заменит религию, но факты доказывают, что научные открытия во многом привели человечество к мировым войнам, в ходе которых использовались достижения научно-технического прогресса для массового убийства людей.

Ислам разделяет науку на две категории: науку о вере и рациональную науку. Наука в исламском понимании свободна в своем развитии до тех пор, пока она не выступает против основных постулатов веры – веры в Бога, Его ангелов, конец света.

В то же время ислам не выступает против всего, что исходит с Запада. Мусульмане согласны со строгими и точными критериями, принятыми в западной науке при исследовании материальных феноменов, но не согласны с ее секулярным подходом к предметам исследования. Если научная парадигма отвергает Бога, то они отвергают ее как ошибочную и должны искать свои собственные пути исследования.

В связи с этим Картанегара указывает на расцвет науки в ранние века ислама: «Нельзя не удивляться тому, как в раннеисламском обществе процветала наука, включая математику, логику, физику, медицину, а также религиозную метафизику, и совершались многочисленные научные открытия. При этом ученые объясняли, что конечный итог человеческого развития – возвращение к Богу».

Ильдар Мухамеджанов

Интересная статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle