• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Али аль-Кушджи - мусульманский астроном, превзошедший Аристотеля

Время чтения: 3 мин
5532

В Коране прямо содержится указание на то, чтобы люди наблюдали за звездами: «Он - Тот, Кто сотворил для вас звезды, чтобы вы находили по ним путь во мраках суши и моря. Мы уже разъяснили знамения для людей знающих» (Коран; 6,97).

Поэтому занятия астрономией для мусульман, можно сказать, богоугодное дело.

Мусульманские астрономы, прежде всего, Бируни, еще в IX веке высказывали идеи о том, что Земля вращается вокруг Солнца. 

Многие европейские ученые признают, что свою гелиоцентрическую теорию Николай Коперник позаимствовал у выдающегося астронома Насреддина Туси,  хотя некоторые считают, что он мог самостоятельно прийти к своим выводам, но то, что он, при выработке теории гелиоцентричности опирался на работы Туси, является фактом.

Коперник познакомился с трудами Туси и работами другого выдающегося арабского астронома - Абу Абдуллаха аль-Баттани через немецкого математика Йогана Мюллера Региомонтана.

Однако, в исламском мире была целая школа астрономии, которая в то время  опережала всех в области исследований звездного неба. Речь идет о выдающихся астрономах, работавших в городе Марага (иранский Азербайджан)  в XIII-XV веках основателем которой стал знаменитый математик и астроном Насреддин Туси. 

К ней принадлежит еще один выдающийся астроном, ныне незаслуженно забытый – Али аль-Кушджи, (1403—1474) который развивал теорию  гелиоцентризма  - вращения всех планет Солнечной системы вокруг Солнца и окончательно пришел к выводу, что физика Аристотеля не имеет ничего общего с истинными законами Вселенной и что философия должна быть отделена от чистой науки, которая нуждается лишь в практических наблюдениях и точных выводах. 

Али аль-Кушджи родился в 1403 году в Самарканде. Его отец был придворным сокольничим при дворе правителя города Улугбека, который увлекался астрономией, математикой и основал знаменитую Самаркандскую обсерваторию.

После гибели Улугбека в 1449 году  аль-Кушджи переехал в Герат, затем в Табриз, а после, в 1470 году, в  Стамбул, где  османский султан Мехмед II, пораженный его уровнем знаний по астрономии и математике предложил ему остаться при его дворе. 

Кушджи был назначен преподавателем в медресе при мечети Айя-София, и занимая эту должность написал  ряд сочинений по математике и астрономии. Умер Кушджи в 1474 году.

Как и всякий ученый-энциклопедист того времени он оставил после себя целый ряд сочинений по религии, философии, математике, но его главной заслугой стал вклад в развитие астрономии как полноценной науки. Он написал девять трудов по астрономии: два на персидском и семь на арабском, один из которых – «Трактат об астрономии» (аль-Фатхия филь ильм-аль-Хаят) был переведен в 1650 году на латынь.

Кушджи улучшил составленные Туси астрономические таблицы «Зидж-и-султани» и первым выдвинул гипотезу о том, что у Земли есть своя собственная воображаемая ось, вокруг которой она совершает вращения, что напрямую противоречило учению Аристотеля о  ее неподвижности.  К этому он пришел, наблюдая движение комет и других небесных тел.

В своей работе «Рассмотрение предполагаемой зависимости астрономии от философии»  он полностью отверг подход Аристотеля к изучению астрономии и отделил естественную науку астрономию от его натурфилософии, указав, что  наука   должна базироваться только на практическом опыте  наблюдения за звездами и планетами и математических расчетах.

Являясь ортодоксальным мусульманином, аль-Кушджи всячески подчеркивал в своих работах, что Аллах  создал небесные тела и уполномочил человека изучать их, чтобы укрепить его веру в Создателя всего сущего. 

Он не видел противоречий между религией и наукой, так как она, по его мнению, является лучшим доказательством силы Творца.

Ильдар Мухамеджанов

Социальные комментарии Cackle