Термин «джихад» в мусульманской правовой мысли

1968

в определении мусульманских ученых, знатоков Славного Корана и Пречистой Сунны, правоведов термин «джихад» определяется как средство, т.е. средство достижения цели.

в определении мусульманских ученых, знатоков Славного Корана и Пречистой Сунны, правоведов термин «джихад» определяется как средство, т.е. средство достижения цели.

Ученый-энциклопедист имам аль-Джурджани определил это понятие следующим образом: «Джихад – это призыв к истинной религии» (ат-Таъри-фат, 1/107)

Другой ученый муж и светоч Ислама, Ибн Дакык  аль-Ид определил джихад как средство: «Из шариатской аналогии следует, что джихад должен быть лучшим из деяний, которые являются средствами. Поистине, поклонения бывают двух видов: поклонение изначальное и поклонение, которое является средством для достижения иного. И достоинство средства велико в зависимости от того, к чему оно ведет. Ведь джихад – средство для возвышения религии, ее распространения, спровержения неверия и его подавления. И поэтому его достоинство соответствует достоинству его цели» («Шарх аль-Умда» 7/193)

Ученый энциклопедист, знаток хадисов, автор многочисленных трудов, имам аль-Мунави в комментариях к хадисам Пророка Мухаммада (да благословит его Аллах и да приветствует!), собранным в «Малом сборнике» имама ас-Суюты, как и имам аль – Ид, назвал джихад – средством: «Джихад – это средство возвеличивания признаков имана, а достоинство средства соизмеряется достоинством достигаемого». («Файдуль-Кадир», 2/33.)

Имам ан-Найсабури, автор блестящего толкования к Священному Корану, раскрывая суть термина «джихад» писал следующее: «Джихад с помощью довода и призыва к плодам единобожия полноценнее результатом, чем сражение. Поэтому Посланник Аллаха (да благословит его Аллах и да приветствует!) сказал верному сподвижнику, хазрати Али (да будет доволен им Аллах): «Поистине, если Аллах наставит твоими руками одного человека, это будет лучше для тебя, чем все то, над чем восходит солнце!» И джихад мечом, не станет прекрасным, кроме как после предшествования джихада аргументом. Ведь человек создание благородное, и поэтому когда можно очистить его от порочных качеств, сохраняя его самого – это предпочтительнее, чем уничтожение его сути. Разве ты не видишь как шкуру мертвечины, которая может быть полезной в некоторых вещах, шариат побуждает к ее сохранению, как говорил Пророк (да благословит его Аллах и да приветствует!): «Почему бы вам не взять ее шкуру (мертвечины) и не отчистить путем дубления, чтобы использовать ее!» («Тафсир ан-Найсабури», 4/209.)

Таким образом, в определении мусульманских ученых, знатоков Славного Корана и Пречистой Сунны, правоведов термин «джихад» определяется как средство, т.е. средство достижения цели.

Фарид хазрат Салман

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home