• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Высокомерие - признак неадекватности?

Время чтения: 4 мин
8579

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

От Абу Хурейры, да будет доволен им Аллах, передается, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Всемогущий и Великий Аллах сказал: «Слава – Мой изар, а величавость – Моя накидка (рида), того же, кто попытается отнять у Меня одно или другое, Я подвергну мучениям».

Горе тому, кто претендует на атрибуты Всевышнего, на славу и величие, потому как в другом хадисе сказано, что такому человеку запрещен Рай. Со слов Абдуллаха ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, передано, что посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, однажды сказал: «Не войдет в Рай человек, в сердце которого останется высокомерие весом хотя бы с пылинку».

Услышав это, один человек воскликнул: «Но ведь человеку хочется, чтобы его одежда и обувь были красивыми!» На это пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, Аллах прекрасен, и Он любит прекрасное, что же касается высокомерия, то это неприятие Истины и проявление презрения по отношению к людям». 

В другой версии сказано, что Сабит ибн Кайс сказал однажды: «О Посланник Аллаха! Я человек, которому дано любить красоту, которую ты видишь, скажи мне, это высокомерие?» Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Нет. Но высокомерие – это когда человек недоволен тем, что есть на самом деле, и презрительно относится к людям».

Беда в том, что многие люди не подозревают, что носят в собственном сердце уголек Иблиса. Ведь высокомерие имеет более тонкие формы, чем надменный взгляд или явное пренебрежение другими.  Его «ярким» проявлением является отрицание, недовольство, отвращение от того, что есть на самом деле.

В широком смысле высокомерие – это частичное или полное отрицание реальности. Это значит, что человек не уважает или не придает достаточного (то есть адекватного) значения происходящему вокруг и внутри, или что еще хуже – превозносится над ним. Например, перебивает  собеседника или не принимает во внимание чувства и эмоции окружающих.

Кто-то превозносится по причине богатства или красоты, кто-то по причине знаний, а кто-то из бедности и несчастий. Потому что ему так тяжело перенести боль этих испытаний, что он «защищается» от них надменностью.

Из чего исходит высокомерие? Из искаженного представления человека о себе и других, о себе и мире. Он подсознательно считает, что он является лучшим среди других и главным в мире. При этом он опять же отрицает свою взаимосвязанность, свою равную с другими «включенность» в отношения с теми же людьми и отрицает себя, как часть этого мира.

Он, как будто отрезая себя от реальности, превозносится над ней – говорит «нет» тому, чему Всевышний сказал «будь». Он убежден, что обладание каким-либо благом ставит его априори выше других созданий. Как говорили греки «высокомерие рождает цдача».

Но что есть настоящая удача? В хадисе, переданном от Ахмада, сказано: «Все вы – дети Адама, мир ему, и нет между вами преимуществ, кроме как по религии и богобоязненности». Или как сказано в другом: «Самый благородный из вас - самый богобоязненный». А богобоязненность не имеет ничего общего с высокомерием!

Недопустимо превозноситься над чем-либо или кем-либо даже по «религиозным соображениям». Например, подчеркивая свое пренебрежение над дунья или ставя себя выше тех, кого считают грешниками. Единственно адекватное отношение к дунья – это равнодушие, а не гордость. А что касается отношения к грешникам, то вспомним притчу, которая должна стать назиданием для нас. Рассказывают, что в племени Исраила был один человек, которого прозвали «самый порочный человек в племени Исраила» из-за того что он очень много грешил.

Однажды этот человек проходил мимо другого, которого прозвали «самый усердный в поклонении племени Исраила», на голове его была чалма, защищавшая его от солнца. И когда этот самый порочный человек проходил мимо того, он подумал про себя: «Я самый порочный человек в племени Исраила, а он самый богобоязненный, и если я сяду рядом с ним, может быть Аллах смилостивится надо мной» - и сел рядом с тем человеком. А тот подумал про себя: «Я самый богобоязненный во всем племени Исраила, а этот – самый порочный человек в племени Исраила – как он может садиться рядом со мной?» - отстранился от него и сказал: «Отойди от меня!» А Аллах внушил пророку того племени: «Скажи им, чтобы каждый из них заново начал творить дела, ибо Я простил этого грешника и свел на нет дела этого усердного в поклонении».

В другой версии сказано: «И чалма переместилась на голову того грешника».

Высокомерие подобно огню, который «сжигает» иман. Какими бы мы не были усердными в поклонении, если оно становится причиной нашего высокомерия, оно только отдаляет нас от Аллаха. Более того, это признак умственной слабости и неадекватного восприятия реальности.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle