• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Враги и сподвижники успеха

Время чтения: 4 мин
6329

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Успех в каком-либо деле и мирские блага часто становятся испытанием человека. Испытанием его духа, веры, человечности. Потому что успех чаще всего – проводник человека к довольству собой, тщеславию, высокомерию в отношении других. И в конце концов к его гибели. Об этом Всевышний Аллах предупредил верующих в одном из хадисов Кудси: «О сын Адама! Как много светильников, которых погасил ветер страстей и прихотей, как много людей, которых испортило тщеславие, как много богатых, которых испортило богатство, и как много бедных, которых загубила бедность! Как много здоровых, которых испортило их хорошее самочувствие, как много ученых, которых испортили их знания, сколько невежд, которых испортило их невежество».

Когда человек получает нечто хорошее, полезное на пути Всевышнего, что он может использовать для улучшения жизни своей и окружающих, то вместо того, чтобы смиренно пользоваться этим, благодаря Всевышнего за оказанную ему милость, он превозносится над остальными, как бы хвалясь тем, что он получил. К сожалению, иногда (а может быть и чаще всего) это искушение касается и людей знания. Знание – благо, но в руках людей, ослепленных тщеславием, оно становится игрушкой или орудием превознесения себя.

Один из праведников по имени Вахб, да будет доволен им Аллах, сказал: «Знание подобно дождю, который проливается с неба, – сам он чистый и приятный, а деревья впитывают его своими корнями и преобразовывают каждое по-своему – сладкие плоды на деревьях становятся слаще, а кислые – еще кислее. Так же и знание – люди сохраняют его в соответствии со своими намерениями и желаниями: высокомерный становится еще более высокомерным, а смиренный и скромный становится еще более смиреннее и скромнее. Потому что тот, кто был высокомерным в невежестве, не имея знаний, получив их, находит причины для того, чтобы стать еще более высокомерным. А если человек богобоязнен даже не обладая большими знаниями, а потом становится ученым, он понимает, что эти знания будут доказательством против него, и становится еще более благочестивым, богобоязненным и смиренным».

Однако большинство людей привыкло к тому, что высокомерие человека растет пропорционально его успехам. И многие стремятся приобрести знания, опыт, богатство или иные блага не для полезных целей (например, помощь другим людям), а ради чувства превосходства над другими. Наверно, в сознании подобных людей лежит идея, что чем больше людей следуют за тобой, чем больше людей тебя знают и признают, тем ты лучше, «полноценней» и т.п.

Но истинная ценность человека – это тайна, которая известна только Всевышнему и в хадисе сказано, что преимущество одного человека над другим определяется не его родом, а степенью его богобоязненности. То есть ни слава, ни почет, ни признание людей, ни большое имущество и успех в каком-либо деле не являются признаком, что их обладатель имеет высокую ценность перед Всевышним. В одном из хадисов сказано, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, воздается человеку хвала, что заполняет пространство между западом и востоком, а перед Богом она не дотягивает даже до веса крылышка комара» («Возрождение религиозных наук», том 1, имам Абу Хамид Мухаммад аль-Газали ат-Туси).

У успеха есть враги и есть сподвижники.

Врагом можно считать высокомерие и гордость за свои достоинства и свершения, а друзья?

Скромность и смирение – это два «телохранителя» благополучия человека. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «За прощение Аллах лишь возвышает раба, а смиренного Он, Всемогущий и Великий, превозносит». В другом хадисе сказано: «Рядом с каждым человеком есть два ангела, а на нем – удила, за которые эти ангелы держат его, и если он начинает превозноситься, то они тянут его за них и говорят: «О Аллах! Опусти его!» А если он ведет себя смиренно и скромно, то они говорят: «О Аллах! Возвысь его!»

Каждый человек ценен сам по себе, независимо от его достижений, положения, рода, богатства и т.п. Поэтому нет никому из нас нужды стремиться к гордости, когда мы получаем что-то из благ, и считать себя униженными, когда теряем что-либо или не преуспеваем. В одной притче о чувстве собственного достоинства говорится, что учитель однажды спросил своих учеников: «Представьте, по пустыне идет караван. Кто вы в этом караване?» Ученики стали давать разные ответы: «Я – первый верблюд этого каравана», «Я – погонщик верблюдов», «Я – солнце, которое светит над ними», «Я – пустыня, в чьей власти он находится» и т.п. И один самый умный ученик сказал: «Я – это я. При чем тут верблюды?..» И тоже самое справедливо и для нас: «Я – это я, при чем тут мои (мирские) успехи?»

Скромность и простота – это сподвижники преуспевших. И человек больших высот человек добивается, тем более скромным и смиренным он должен становиться. Искренне, осознанно. Потому что эти качества не позволят ему вознестись, не позволят забыться, кем он является перед Всевышним, не позволят обмануться собственным «величием». Гордость – это право одного лишь Всевышнего Аллаха. Что же касается нас, то нам стоит оставить надежды на похвалу друг друга, нужно помнить о том, что каждый из нас предстанет перед Всевышним, и никого не спасут его «знакомые, последователи и поклонники», его знания и достижения, если только они не служили благим делам и чистым намерениям. В ином случае мы окажемся среди потерпевших убыток, и дела наши окажутся тщетными.

Ася Гагиева

Понравилась статья? Пожалуйста, сделайте репост на Facebook!

Социальные комментарии Cackle