• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Вера как потребность

Время чтения: 4 мин
4848

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Вера в Единого Бога – это естественная потребность человека. Неотъемлемая часть человеческой души. Всевышний Аллах говорит в Коране: «(О Мухаммад), Обрати свой лик к религии, как ханифы. Таково врожденное качество, с которым Аллах сотворил людей. Творение Аллаха не подлежит изменению. Такова правая вера, но большинство людей не знают этого» (сура «ар-Рум», «Римляне», аят 30)

В хадисе от Ибн Хиббана также передается: «Воистину, Я создал Своих рабов, всех из них, верующими» (Сахих Ибн Хиббан, 656). Это предполагает, что вера «встроена» в естественный облик человека. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Каждый человек рождается в своём естественном состоянии (фитра – состояние единобожия, ислама), и только потом его родители делают из него иудея, христианина или огнепоклонника». (Бухари)

Исповедуя единобожие, мы отвечаем своим глубинным потребностями, своей природе. Поэтому вместе с усилением веры человек испытывает внутреннюю гармонию, спокойствие. Уровень веры во многом определяет качество жизни и удовлетворенности жизнью.

Даже не признавая внешних атрибутов веры и не практикуя, человек все равно приходит к признанию Всевышнего Творца. Конечно, вера этого человека будет неполноценна без практики, признания атрибутов Всевышнего и без религиозных знаний, но признание и осознание Высшей Силы, власти Всевышнего Аллаха все равно будут присутствовать в его душе.

Некоторые люди объясняют потребность веры человеческим невежеством и ограниченностью. Особенно это мнение поддерживается теми, кто выступает против религии. Они считают, что истоки веры лежат в страхе «первобытных» людей перед молнией, громом, стихийными бедствиями как наводнение, извержение вулкана, ураганами и т.д. По словам «противников религии» это было не более чем слабость и невежество, что побудило людей верить в Высшую силу – силу и всевластие Всевышнего Бога.

Такая точка зрения неполноценна. Потому что вера является частью опыта также и образованных, и утонченных людей. Вера служит важной частью их жизни. Так как в ней они находят успокоение, довольство, смысл.

В Коране сказано: «Оставайтесь ханифами и не приобщайте к Нему сотоварищей. А кто приобщает сотоварищей к Аллаху, тот словно падает с неба, и птицы подхватят его, или же ветер забросит его в далекое место» (сура «аль Хаджж», аят 31)

В толковании к этому аяту говорится: «Отказ от истинной веры подобен падению с небес, потому что неверующий обрекает себя на трудности и несчастья. Стоит чему-либо упасть с неба, как птицы подхватывают это на лету и разрывают в клочья. Такая же участь постигает многобожников, которые не хотят ухватиться за правую веру и достаются дьяволам, которые подхватывают их со всех сторон и разрывают на части, лишая их не только веры, но и преуспеяния в мирской жизни».

Всевышний Аллах уподобил отказ от единобожия чувству потери собственной идентичности. Жизнь человека, потерявшего веру, подобна движению планеты, сорвавшейся с собственной орбиты. Это потеря себя и незнание куда приземлиться. Такие люди обуреваемы чувствами смятения и неопределенности, они загружены множеством вопросов относительно своей жизни, смысла существования. Их не покидает беспокойство и ощущение бессмысленности своей жизни, которое они стараются перебороть достижением громкого имени или увеличением имущества и влияния.

Но человеку свойственно искать в жизни что-то важное, «святое», значимое для него. Поэтому тот, кто не имеет знания о Всевышнем или отвергает Его религию, всегда найдет что-то другое, чему он будет поклоняться и что будет возносить.

Вместе с тем каждый человек, будь то ребенок или взрослый, богач или бедняк, нуждается в уединении – в том, чтобы на некоторое время отгородиться от остальных людей и провести эти мгновения со Всевышним, осознавая, что Всевышний видит его, слышит его, отвечает ему. И не только тогда, когда ему тяжело или грустно, но и тогда, когда он переживает лучшие моменты своей жизни.

Вера не исходит от испуганного сердца или затуманенного разума, как говорят критики религий. Вера исходит из глубокой любви в сердце, которая заставляет человека заниматься в своей жизни поисками чего-то возвышенного и святого. Поэтому, даже отвергая Аллаха, человек находит других идолов для поклонения, как это делали, например, арабы до пришествия Ислама.

В Коране есть такие слова: «Те, которые потеряли самих себя, никогда не уверуют» (сура «аль Анъам», «Скот», аят 12) Наблюдая за тем, как взрослые люди принимают Ислам, вы могли заметить, что этот процесс почти всегда сопровождается слезами. Я часто задавалась вопросом, что именно так трогает их сердца. Версий на этот счет много, но одна из них мне кажется более правдоподобной…

Возможно, эти слезы вызваны встречей с самим собой, а вернее, с той неотъемлемой частью своей души, в которую Всевышний Аллах с самого рождения вложил веру. И как часто бывает, только встреча дает человеку ясно понять, как дорого ему было то, с чем он так долго находился в разлуке… Эта версия созвучна со словами одного ученого, который сказал следующее: «В сердце есть беспокойство, которое исцеляется только возвращением к Аллаху». А Аллаху известно об этом лучше.

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle