Реклама

Сунна: правила поведения, связанные с гостеприимством

2605

Сунна: правила поведения, связанные с гостеприимством

Сунна: правила поведения, связанные с гостеприимством

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, учил своих последователей быть внимательным к чувствам людей в различных ситуациях, чтобы не ставить их в неловкое положение, избегать плохих мыслей друг о друге и укреплять добрые отношения между ними. Так, были выявлены и определенные правила, связанные с гостеприимством.

1. Если нет возможности принять приглашение или подарок, следует извиниться и объяснить причину.

Когда даритель преподносит подарок или хозяин угощает гостя, они показывают свое доброжелательное отношение, привязанность и желание сделать приятное. Подобное отношение заслуживает ответного добра. И как в Коране говорит Всевышний: «Воздают ли за добро иначе чем добром?» (сура «ар-Рахман», «Милостивый», аят 60)

Однако если принятие подарка или приглашения противоречит шариату или может повредить здоровью принимающего, то при отказе ему следует объяснить причину и извиниться, чтобы не задеть чувства дающего. Передают со слов Абдуллаха бин Аббаса, да будет доволен Аллах ими обоими, что, когда посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, находился в Абве (или: Ваддане), ас-Саъб бин Джассама аль-Ляйси, да будет доволен им Аллах, подарил ему дикого осла, однако он вернул ему (этот подарок); заметив же по его лицу, (что тот огорчён этим,) Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Поистине, мы вернули его тебе только потому, что находимся в состоянии ихрама». Ибн аль-Мулаккин сказал об этом хадисе: «Один из выводов, сделанных на основе этого хадиса, заключается в том, что дозволено дарить и принимать подарки, если нет особых причин отказаться от них. Однако, чтобы не расстроить дарителя, стоит извиниться перед ним или объяснить причину».

2. Быть тактичным и не обременять человека, который находится в трудной ситуации.

Иногда гость может прийти без предупреждения и в неудобное для хозяина время. Например, когда он занят, болен, у него нет места для принятии гостей или мало еды. В таких случаях гостю следует проявить тактичность и стараться облегчить хозяину гостеприимство, проявив скромность и непритязательность. В пример приводят историю одного бедуина, который однажды пришел к Посланнику Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, задавал ему вопросы о том, довольны ли люди исламом как религией и как обстоят их дела в отношении молитвы, и бедуин отвечал ему, пока лицо того не посветлело от радости. Затем Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, желая угостить бедуина, попросил предупредить Аишу, что у него гость, на что она ответила, что в доме нет еды. Бедуин увидел, что лицо Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, изменилось и, поняв неудобство его положения, тут же заметил: «Мы – люди селений и привыкли к нужде. Горсти фиников и глотка воды будет достаточно для угощения». Так бедуин проявил тактичность, стараясь облегчить положение Посланника Аллаха, да благословит его Аллаха.

3. Не показывать гостю, что он ставит хозяина в трудное положение.

Одно из исламских правил приема гостей заключается в том, чтобы радовать гостя, не обременять его мыслями, что он пришел не вовремя или мешает хозяину, или отягощает его своим присутствием и т.д. Примечательна история одного из мусульман, который благодаря своему гостеприимству снискал довольство Всевышнего. Сообщается от Абу Хурайры, что однажды к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, пришёл человек, сказавший ему: «Поистине, я в трудном положении и голоден!» Услышав это, Посланник Аллаха, мир ему и благословение Аллаха, отправил (кого-то) к одной из своих жён, но она сказала: «Клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!» Тогда он послал (его) к другой (своей жене), но и она сказала подобное. И так ответили все жёны Пророка, мир ему и благословение Аллаха: «Нет, клянусь Тем, Кто послал тебя с истиной, у меня нет ничего, кроме воды!» Тогда Пророк, мир ему и благословение Аллаха, спросил: «Кто примет этого (человека) к себе в гости этой ночью?» Один из ансаров откликнулся: «Я, о Посланник Аллаха!» – (после чего) он увёл его к себе домой и сказал своей жене: «Есть ли у тебя что-нибудь?» Она ответила: «Нет (ничего), кроме еды для моих детей». Он сказал: «Займи их чем-нибудь, если же они захотят поужинать, уложи их спать, а когда наш гость войдёт, потуши светильник и делай вид, что мы (тоже) едим». А потом они сели (на свои места), гость поел, а они легли спать голодными. И когда наутро (хозяин дома) пришёл к Пророку, мир ему и благословение Аллаха, он сказал этому ансару: «Аллах доволен тем, как вы поступили с вашим гостем этой ночью!» (Бухари, Муслим)

4. Не утруждать хозяина долгим пребыванием у него.

Нельзя злоупотреблять радушием и хорошим приемом хозяина, долго задерживаясь у него или утруждая его каким-то просьбами. Один из примеров такого поведения – история, случившаяся при женитьбе Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, на Зайнаб бинт Джахш. В честь этой свадьбы был устроен большой пир, на котором побывало много людей. Когда приглашенные на пир гости ушли, остались трое, которые предавались разговорам. Дожидаясь, пока они уйдут, Солнце обоих миров (салляллаху алейхи ва саллям) начал ходить по комнате. Но они не понимали, что означает его ходьба. Тогда Посланник Аллаха (салляллаху алейхи ва саллям) пошел обходить комнаты своих жен, рассчитывая по возвращении не увидеть никого из гостей. Именно после этого неприятного инцидента был ниспослан 53 аят суры «аль-Ахзаб» («Союзники»), в котором говорилось: «О вы, которые уверовали! Не входите в дома Пророка, если только вас не пригласят на трапезу, [не входите] с тем, чтобы дожидаться ее. Однако когда вас пригласят, то входите, а когда поедите, то расходитесь, не вступая в разговоры. Такое [поведение] может удручать Пророка, а он стесняется [сказать об этом вам], но Аллах не стыдится истины. Если вы просите у жен Пророка какую-либо утварь, то просите ее через завесу. Это безгрешнее для ваших и их сердец. Вам не подобает ни огорчать Посланника Аллаха, ни жениться когда бы то ни было на его вдовах после его смерти, ибо это – великий грех пред Аллахом».

Это послужило призывом быть внимательными к нуждам хозяина и не обременять его своим долгим присутствием.

Ася Гагиева

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home