• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Соцсети: современная ярмарка тщеславия

Время чтения: 4 мин
5295

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

«Ярмарка тщеславия» - это были мои первые впечатления от знакомства с соцсетями. И, к сожалению, впечатления оправдались. А как можно было по-другому назвать «виртуальную тусовку», на которой каждый старается выставить только лучшие фото, только самые эффектные статусы, показать себя с самой привлекательной стороны и в которой количество подписчиков и лайков определяет степень твоего «успеха».

Постепенно создается такое впечатление, что основной акцент своей жизни некоторые люди переносят уже с реальной на виртуальную жизнь. И, к сожалению, последствия такого переноса довольно трагичны. Количество людей, умерших в попытке сделать необычное селфи, уже исчисляется десятками, если не сотнями. Точных данных нет, но с каждым днем их число увеличивается. 

Не менее трагична судьба и другой категории пользователей, которые усердствуя над совершенством своего профиля, забывают о реальной жизни, реальных отношениях, и некоторые из них заканчивают жизнь самоубийством. Такова, например, судьба Кирстен Рикенбах Сервени, успешного американского дерматолога, любимой жены и матери двоих детей, чей идеальный профиль в соцсетях совсем не соответствует характеру ее смерти, наступившей в результате передозировкой наркотиками. Другой резонансный случай, который всколыхнул Америку, - история 19-летней студентки Мэдисон Холлеран, привлекательной девушки, имевшей успех среди сверстников и увлеченной занятиями атлетикой, которая 14 января 2014 так же покончила жизнь самоубийством.

После ее смерти родители решили не закрывать ее профиль, чтобы оставить его в качестве напоминания другим пользователям – реальная жизнь человека, излучающего благополучие со страниц соцсетей, может кардинально отличаться от виртуальной.

Территория стресса и зависти

В 2013 году учеными из Германии было проведено исследование с использованием социальных профилей около 600 пользователей. В результате исследования было выяснено, что при просмотре чужих профилей по крайней мере один человек из трех испытывает стресс и зависть. Особенно, если другой пользователь выкладывает фотографии, в которых отражается его успех в той сфере, где тот, кто смотрит, потерпел неудачу. Например, одинокие пользователи расстраиваются при виде большого числа друзей и поздравлений с днем рожденья; те, кто пережил расставание, расстраивает информация, что кто-то из знакомых вступил в отношения.

Социальный психолог Леон Фестингер описал это явление еще в 1954 году. По мнению Фестингера человеку свойственно оценивать свои результаты, ориентируясь на достижениях и провалах других людей.  Именно по этой причине «яркие профили» у множества людей вызывают скорее зависть и стресс, нежели желание порадоваться за их обладателей.

Профиль обязывает…

Но «успешный профиль» становится стрессом не только для тех, кто его просматривает, но и для тех, кто его ведет. Если в начале человек выкладывает фото, чтобы поделиться радостью, новостью, впечатлениями с друзьями, то постепенно он становится психологическим пленником своего же творения, стараясь не испортить свою виртуальную историю. Человек начинает уже подбирать места, слова, людей, чтобы в очередной раз удивить своих друзей и подписчиков. И подобное психологическое давление, своего рода «обязательство» перед подписчиками держать марку, сковывает человека в его действиях. Подобную историю пережила Челси Фэгон, автор проекта «Финансовая диета», в ходе которого она рассказала о том, что неудовлетворенность реальной жизнью побудила ее создать успешную виртуальную жизнь, на поддержание которой она тратила огромные деньги, и в результате залезла в долги на более чем 3 000 долларов.

Назад в жизнь

Когда человек принимает решение зарегистрироваться в социальной сети, не помешало бы задаться вопросом «зачем?» и дать на него честный ответ. Подобная минута сознательности экономит человеку психологическое здоровье, деньги и годы времени, которое он тратит на бесполезное блуждание по чужим профилям и стремление украсить свой собственный. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал однажды своим сподвижникам: «Поистине, я опасаюсь больше для вас малого ширка».

Люди спросили: «Что такой малый ширк, о Посланник Аллаха?» Он ответил: «Показуха».  Таким образом, социальные сети при определенном подходе становятся как раз местом поклонения новым идолам в виде лайков, восхищений, подписок и т.п., виртуальной каабой, которой молятся отчаянные пользователи, запустив при этом служение истинному Богу и высоким духовным ценностям, среди которых не последнее место занимает честность и искренность  - роскошь быть собой настоящим, без желания производить ложного впечатления, которая, к сожалению, доступна не многим. Но еще не поздно вернуться назад и начать работу над реальным профилем своей жизни.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle