• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Психология и ислам: как выбирать супруга?

Время чтения: 3 мин
6722

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Важнее вопроса кого выбрать в супруги(а) может быть только вопрос, по какому принципу выбирать: по богатству, красоте, интересам, уровню образованности, ценностям, по любви, взаимной симпатии? От этого критерия зависят прочность и глубина отношений. На что следует обратить особое внимание? Рассмотрим этот вопрос с психологической и с религиозной точек зрения.

Многие психологи считают, что главным условием гармоничного брака является ценностная совместимость. Как сказал известный писатель «любовь – это не когда смотрят друг на друга, а когда смотрят в одном направлении». Нельзя отрицать роль одинаковых ценностей для успешности брака. Когда ценности различны, это может стать серьезным препятствием не только для близких отношений, но и для личностного роста супругов. Важно, чтобы муж и жена имели одинаковые представления о том, что такое хорошо и что такое плохо, что важно и не очень, что приятно и неприятно.

Психолог Мария Мелия говорит: «Чем лучше отношения, тем проще на человека воздействовать, убедить в том, что его цели и представления о жизни — полная ерунда, и жить нужно совсем по-другому. И тогда он сходит со своей дороги. Ради чего? Ради спокойствия и материального благополучия. Меняет свои таланты на три полушки, которые для него самого большой ценности не имеют. Я видела людей, которые начинали очень ярко, но все положили на алтарь семейного счастья. Стали ли они счастливыми? Нет. И таких примеров много, к сожалению. Вспоминается пример жены Петра Офицерова, которая поддержала мужа в тот момент, когда он мог оказаться в тюрьме, а она — одна, с пятью детьми. Но оба они считали, что для детей будет хуже, если отец в той ситуации поступит наперекор своим принципам».

С точки зрения транзактного анализа личность имеет три эго-состояния: родительское, взрослое и детское. Одинаковые ценности – это важно как раз для родительских состояний. Но это, как было сказано выше, не единственное условие счастья в браке.

Нельзя забывать и о детском состоянии, источнике энергии, творчества, радости. Для детских состояний важны близость, симпатия. И единых ценностей недостаточно, если супруги не умеют вместе веселиться, развлекаться, проводить совместно время с удовольствием. Это союз двух внутренних «ребят» супругов.

Третьим условием успешного брака является умение супругов проявлять друг к другу родительскую заботу и внимание. Учитывать интересы другого, не нарушать границ, соблюдать договоренности и правила, давать обратную связь (не только позитивную), сохраняя уважение к партнеру и заботясь о том, чтоб не ранить и т.д.

С точки зрения транзактного анализа эти три фактора: одинаковые ценности, симпатия и желание и умение заботиться друг о друге являются залогом гармоничного брака, в котором счастливы оба.

Ислам о выборе супруги(а)

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «На женщине женятся из-за четырех вещей: имущества, знатности, красоты и религии, ищи же ту, которая является религиозной» (Бухари, Муслим).

Ан-Навави, да помилует его Аллах, сказал в «Шархе Муслима»: «Правильное значение этого хадиса таково, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, сообщил, что обычно люди стремятся к одному из этих 4 качеств, и последнее качество, которое они хотят в женщине – религиозность. Добивайся же, о желающий жениться, религиозной женщины. Это не приказ. Но этот хадис побуждает дружить и быть всегда рядом с религиозными людьми, потому что тот, кто дружит и общается с ними, извлекает пользу из их благого нрава и будет защищен с их стороны от всякого вреда».

Аль-Мубаракфури в «Тухфат аль-Ахвази» сказал: «Аль-Кады, да помилует его Аллах, сказал: «Из обычаев людей то, что они хотят жениться на женщинах и выбирают их из-за какого-нибудь их качества. Благородным религиозным людям надлежит сделать так, чтобы религия была предметом их желаний и преследуемой целью даже в незначительных делах, а особенно в долгосрочных делах, чья значимость велика».

Также в другом хадисе сказано: «Если к вам придет свататься верующий, религией и нравом которого вы довольны, то жените его, иначе будет смута на земле и большое распутство». (ат-Тирмизи) То есть Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, призывал отдавать предпочтение религиозности и нраву будущего супруга(и).

В целом можно сказать, что мнение специалистов в области семейных отношений совпадает с наставлением Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. Потому что религиозность относится как раз к числу «родительских» ценностей человека, а нрав – к совместимости их двух внутренних «дитять».

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle