• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Противоядие от высокомерия

Время чтения: 4 мин
12047

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Высокомерие лежит в основе множества грехов – грехов сердца, рук и, конечно, языка. Но самый больший вред высокомерия наносится сердцу, в котором нафс расположен не только выше  других людей, но и вообще законов, установлений Всевышнего. Высокомерие может быть частичным, когда в чем-то человек придерживается границ дозволенного, а в чем-то пересекает. И все же в малом ли, большом ли количестве вред его слишком губителен, чтобы мириться с его наличием в сердце.

Как можно преодолеть высокомерие?

Наверное, рецептом избавления от высокомерия будут следующие слова: признать истину истиной, а затем склониться перед ней. Потому что главным признаком высокомерных является их отвращенность от истины, только частичное ее признание. Дело не в том, что они не видят ее глазами, а в том, что их сердца закрыты от действительной реальности, их сердца «слепы». Вместо настоящей реальности они видят ее отражение, вместо того чтобы жить в настоящей жизни они живут в собственном представлении о ней.

Это тот случай, когда нафс заменил настоящую, «живую» жизнь.

Почему так происходит? Потому что как мы говорили в предыдущей статье, высокомерие формируется из искаженного представления о себе. В душе высокомерный может чувствовать и считать себя королем,  в то время как на деле он простой рабочий. И он стоит перед выбором: вглядеться в реальность, в которой он простой смертный, не возвышенный над остальными или придерживаться своей точки зрения.

Выбрать первое значит испытать боль разбитой иллюзии взамен на правду, которая внешне не сулит ему каких-то выгод. Поэтому большинство делают выбор в пользу своего мира, своего представления, в котором они могут быть кем угодно, превозносясь над тем, что есть на самом деле. Например, Иблис «благодаря» своей учености, почету и усердному поклонению поверил в свою избранность и возвышенность над остальными творениями, забывая о том, что главный на небесах и земле – Всевышний Аллах. И соответственно Его приказ выше амбиций кого-либо из Его творений. Иблис не покорился, забыв о том, кто дал ему и этот почет, и его знания, и силы и желание для поклонения. Он не смирился со своей зависимостью и униженностью перед Всевышним Аллахом, а затем был унижен. И теперь каждый, кто верит в себя, в свои способности больше, чем во Всевышнего Аллаха, так или иначе идет путем Сатаны, уподобляется ему.

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Рядом с каждым человеком есть два ангела, и на нем – удила, за которые эти ангелы держат его, и если он начинает превозноситься, то они тянут его за них и говорят: «О Аллах! Опусти его!» А если он ведет себя смиренно и скромно, то они говорят: «О Аллах! Возвысь его!».

Поучителен также выбор самого Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Мой Господь предоставил мне выбор между двумя вещами: быть мне рабом-посланником или царем-пророком, и я не знал, что мне выбрать. И был моим другом из числа ангелов Джибрил, я поднял к нему голову, и он сказал: «Будь смиренен перед своим Господом». И я сказал: «Рабом-посланником».

Многие верующие при усердном поклонении не испытывают сладости своих дел. Причиной этого является скрытое высокомерие – значит, в чем-то они превозносятся перед своим Господом, упорствуют. Будь то какой-либо грех, нежелание простить брата по вере или убежденность в своей избранности и величии. Смирение и покорность являются лекарствами этих «сердечных ожогов». Рассказывают, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его  Аллах и приветствует, обратился к своим сподвижникам со словами: «Почему я не вижу на вас сладость поклонения?». Они спросили: «А что такое сладость поклонения?». Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, ответил: «Смирение».

Невозможно избавиться от высокомерия раз и навсегда. Смирение достигается постепенно, шаг за шагом. Сегодня ты простишь своего давнего врага, завтра откажешься во имя Аллаха от какого-либо греха, который стал твоей привычкой, послезавтра преодолевая свое нежелание совершишь богоугодное дело, которое долгое время откладывал. Так, слой за слоем, с сердца стирается ржавчина высокомерия, неискренности, невежества. Процесс болезненный. Из всех богоугодных дел работа над внутренним миром, над чистотой сердца, над непорочностью намерений - самая болезненная.

Это подобно тому, чтобы отрывать какие-то куски души и отбрасывать то, что за долгое время стало тебе родным. Это то, после чего ты перестаешь быть собой прежним, обновляешься и эта новизна, как всякая новизна, пугает своей неизвестностью. Но с другой стороны, когда человек преодолевает внутренне сопротивление смирением, усердием, покорностью перед Аллахом, в сердце начинают бить сладкие источники веры, любви к Создателю, милосердия к Его творениям. Это похоже на то, чтобы под слоями асфальта обнаружить чистый лечебный источник. Возможно, за его дальнейшую судьбу остаться незагрязненным и открытым еще придется побороться с нафсом, но эта борьба стоит усилий. Потому что каждая победа в ней приближает верующего к своему Создателю. Есть ли блаженство большее, чем это?...

Islam-Today

Социальные комментарии Cackle