• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Принцип 10 баллов

Время чтения: 4 мин
3754

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Слишком часто мы пытаемся помогать
людям своими знаниями, вместо того чтобы
окружить их заботой, исходящей из глубины
наших сердец

Дж. Максвелл

В Коране Всевышний Аллах говорит: «Вы (составляете собой) лучшую из представленных людям общин: вы побуждаете к одобряемому и удерживаете от порицаемого» [1] Также в другом аяте говорится: «Верующие мужчины и женщины — покровители друг для друга: они побуждают к одобряемому и удерживают от порицаемого» [2]

Побуждать к добру и предостерегать от зла – обязанность каждого мусульманина. Но с точки зрения результата важно не только донести информацию, но и позаботиться о том, как это донести. Всегда были люди, которые прислушивались и просыпались от грехов и невежества, но были и те, кто отворачивался и продолжал свое пребывание в духовном сне. Человек, призывающий к добру и отвергающий от зла, не ответственен за реакцию другого. Но в его заботу входит и форма донесения. Потому что иногда грубостью «проповедник» способствует тому, что человек наоборот теряет всякую веру в себя и желание следовать истине. В Коране Всевышний Аллах сказал Своему Посланнику, да благословит его Аллах и приветствует: «По милости Аллаха ты был мягок по отношению к ним. А ведь если бы ты был грубым и жестокосердным, то они непременно покинули бы тебя. Извини же их, попроси для них прощения и советуйся с ними о делах. Когда же ты примешь решение, то уповай на Аллаха, ведь Аллах любит уповающих»[3]  Об этом аяте один ученый сказал: «Если земной правитель обладает прекрасным нравом, то ему удается привлечь людей в религию Аллаха и пробудить в них желание исповедовать ислам. Тем самым он заслуживает похвалу и особое вознаграждение. Если же духовный наставник обладает дурным нравом, то он отдаляет людей от религии и порождает в них отвращение к ней, заслуживая тем самым порицание и особое наказание»

Доносить истину в наиболее приемлемой для другого форме – это из Сунны Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует. В одном из хадисов говорится: «Облегчайте и не отягощайте, благовествуйте и не отвращайте» [4]

Вера как убедительный аргумент

Вера в других, когда мы призываем их делать хорошее и предостерегаем от плохого, служит одним из наиболее убедительных и сильных аргументов. Если мы доносим это, подсознательно оценивая другого как безнадежного грешника, собеседник чувствует это отношение к нему и получается, что призыв к добру и понятие о добре для него связывается с неприятными чувствами. Когда же наставляющий смотрит на другого, как на человека, временно сбившегося с пути, но способного на большие духовные подвиги – и тогда собеседник чувствует отношение к нему, только теперь для него наставление связано с вдохновением и верой в себя. Горе-проповедники, которые с «вышины» [5] своего положения тычут в других пальцами, хватаясь за малейшую оплошность и уничтожая в человеке всякое позитивное стремление к добру, они заставляют других чувствовать себя ничтожными, порочными, безнадежными перед Аллахом, существами.

Если брать даже мой личный пример – мой искренний интерес к Исламу и любовь к своей религии долгое время были захоронены под убеждением, что я настолько плоха и далека от религии, что бесполезно даже стараться. Это самоощущение мне было внушено рядом проповедников, знающих, возможно, в области религии, но невежественных в области человеческой природы и отношений с людьми. Так продолжалось до тех пор, пока я не наткнулась на лекции Шамиля Аляутдинова, посредством которых моя любовь к религии и религиозному знанию пробудилась и начала расцветать. Духовное пробуждение – это несомненно милость Аллаха. И эта милость передается по воле Всевышнего через мягких, добрых и снисходительных верующих, будь то проповедники или простые ремесленники.

В этом заключается принцип десяти баллов. Суть его в том, чтобы верить в самые лучшие качества другого человека, верить, несмотря ни на что, что в нем есть нечто хорошее, ухватившись аз которое он может стать еще лучше, еще выше в плане нравственного, религиозного роста. Тот, кто доносит истину, должен доверять собеседнику. Доверять – это значит, верить, что он не только способен принять ее сердцем, но и может воплотить это в делах. Когда мы верим в людей, мы облегчаем им путь к добру, путь к свету, путь к истине. Один христианский проповедник писал: «Я действительно верю в людей и в их лучшие качества. В этом одно из моих главных достоинств. Но в этом же одна из моих самых больших слабостей. Иногда я проявляю чрезмерную доверчивость и пытаюсь наделять людей полномочиями раньше, чем они будут к этому готовы. Бывали случаи, когда из-за своей доверчивости я попадал в неприятные истории. Но я готов идти на этот риск, потому что награда, которую я получаю от людей, очень велика».

Разочарование в отдельных лицах не должно препятствовать нашей вере в других людей. Когда мы верим в потенциал человека, мы даем ему стимул, который подтолкнет его к раскрытию того самого потенциала. В конце концов, верить в людей – гораздо приятнее для самого человека, полезнее для его сердца, важнее для состояния его религии. Потому что давая веру другим, человек увеличивает свою веру. И вдохновляя других, он позволяет источнику своего вдохновения бить еще больше. Это и есть правило десяти баллов – верить в других на все 10 баллов. Возможно, для многих – это решающий толчок, чтобы начать путешествие в мир любви и веры, обращенных к Всевышнему Аллаху.1

[1] Коран, «Аль-Имран» - «Семейство Имрана», аят 110

[2] Коран, «Ат-Тауба» - «Покаяние», аят 71

[3] Коран, «Аль-Имран» - «Семейство Имрана», аят 159

[4] Бухари, Муслим

[5] Заключено в кавычки, потому что человек несмотря на свои благие дела и знания не может знать каково его положение перед Аллахом

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle