• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Поклонение длиною в жизнь

Время чтения: 4 мин
5803

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

В исламе каждый поступок, слово или даже мысль могут быть актом поклонения Всевышнему. О последнем нам известно из хадиса, переданного Ибн Аббасом, да будет доволен Аллах ими обоими, который передал со слов Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, следующее: «Поистине, Аллах записал добрые и дурные дела, после чего разъяснил это в Своей Книге: «За тем, кто решит совершить доброе дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела; если (человек) решит (совершить доброе дело) и совершит его, Аллах запишет за ним у Себя (совершение) от десяти до семисот и многим более добрых дел; за тем, кто решит совершить дурное дело, но не совершит его, Аллах запишет у Себя (совершение) целого доброго дела, а если он решит (совершить дурное дело), и совершит его, Аллах запишет (за ним) одно дурное дело».

Ибн Абу ад-Дунья по этому поводу также сказал: «Будет сказано ангелу (в Судный день): «Запиши такому-то то-то и то-то». А он ответит: «О Господь, поистине, он не совершил этого!» А ему будет сказано: «Воистину, он намеревался сделать это!»

Так, человек может поклоняться Аллаху на протяжении всей своей жизни. Как говорит Аллах в Коране: «Скажи: «Воистину, мой намаз и мое жертвоприношение (или поклонение), моя жизнь и моя смерть посвящены Аллаху, Господу миров» (сура «аль Анъам», «Скот», аят 162).

Но как достичь такой степени перед Всевышним? Для этого нужны два условия.

1. Искренность.

В хадисе, переданном ан-Насаи, сказано: «Поистине, Аллах принимает только те деяния, которые совершаются искренне и только ради Него». Искренность – это первое условие поклонения, заключающееся в том, чтобы деяние было совершено ради довольства Аллаха, а не ради похвалы и славы.

Но поклонение – это не только большие дела. Даже малое дело, совершенное с чистым намерением, может быть частью ибады. Короткие молитвы, произнесенные перед совершением чего-либо, привносят в это дело довольство Аллаха и баракат. Например, слова «БисмиЛлях1» («во имя Аллаха») и множество других небольших дуа, которые читаются в различных обстоятельствах: перед покупкой, надеванием новой одежды, выходом из дома, входом на рынок, когда отправляются в путешествие, употребляют пищу, после пробуждения, перед сном и т.д. 

2. Соответствие Корану и Сунне.

Второе важное условие поклонения – это чтобы оно соответствовало «пророческому пути», то есть Сунне. Всех последователей посланников и пророков Всевышний призывал следовать их пути, потому что они шли путем, которым обучил их Сам Творец. Их поступки были «пронизаны» мудростью и благоразумием, и унаследовавшие их дела наследовали по милости Аллаха дорогу в Рай.

От Абдуллы ибн Масъуда, да будет доволен им Аллах, передается, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, начертил прямую линию и сказал: «Вот это абсолютно прямой путь, путь Аллаха». Затем справа и слева от этой линии нарисовал другие различные линии и пояснил: «А это другие пути. И нет ни одного из них, в начале которого не сидел бы шайтан и не сбивал бы идущих по нему». Затем он прочитал аят: «И [знайте], что этот [путь] — прямая дорога, [указанная] Им. Следуйте по ней и не следуйте другими путями, а не то вас собьют с пути, указанного Им» (сура «аль Анъам», «Скот», аят 153).

Также в хадисе, переданном ан-Насаи, говорится: «Кто внесет в это наше дело (религию) то, что не имеет к нему отношения, то оно будет отвергнуто!».

Нововведения послужили причиной того, что предыдущие священные писания и религиозные учения, с которыми пришли пророки и посланники Аллаха, были искажены и по сей день служат основой заблуждений многих людей. Поэтому следование в поклонении именно тем формам и делам, практиковавшимся посланником, так принципиально. Как сказано в Коране:

«Скажи: «Если вы любите Аллаха, то следуйте за мной, и тогда Аллах полюбит вас и простит вам ваши грехи, ведь Аллах Прощающий, Милостивый»» (сура «аль Имран», «Семейство Имрана», аят 31).

Если мы почитаем описания Рая, то поймем, что он слишком прекрасен, чтобы заслужить его нам просто не хватит ни времени, ни сил. Но в этом – величие Аллаха, что за те немногочисленные дела в такой краткий срок Он воздает безмерно щедрым подарком. Доброта, щедрость, милость Аллаха и многие блага, которыми Он одаряет нас каждый день стоят того, чтобы ответить благодарностью и искренним служением Ему. И добиться тем самым Его довольства и высоких степеней:

«Воистину, те, которые уверовали и совершали праведные деяния, являются наилучшими из творений» (сура «аль Баййина», «Ясное знамение», аят 7).

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle