• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему мы любим злословить?

Время чтения: 4 мин
3794

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Анас, да будет доволен им Аллах, рассказал, что в один день Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, велел людям поститься и сказал: «Не разговляйтесь, пока я не скажу вам». И люди держали пост до самого вечера. Потом они стали по одному приходить и говорить: «О Посланник Аллаха! Я держу пост – разреши мне разговеться!» И Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, разрешал им. Тут к нему пришел один человек и сказал: «О Посланник Аллаха! Две девушки в моем доме держат пост, но они стесняются прийти к тебе, чтобы попросить разрешения разговеться, - разреши им это!» Он, да благословит его Аллах и приветствует, не дал разрешения. Тот снова вернулся, но не получил разрешения, потом вернулся еще раз, но Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Они не постились! Как может считаться постящимся тот, кто целый день ел мясо людей? Иди и скажи им, если они постились, то пусть вызовут у себя рвоту». Тот человек вернулся к себе домой, рассказал им обо всем, и они вызвали у себя рвоту. У каждой из них вышел сгусток крови. Этот человек вернулся к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, рассказал ему все, и тот, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Клянусь Тем, в Чьей длани моя душа! Если бы их не стошнило, то их постиг бы Огонь!»

Многие верующие знают о запретности злословия и о наказании за него, однако многих из нас нередко тянет к очередному нехорошему слову о только что скрывшемся из виду брате или сестре. Никто не застрахован от шквального огня сплетника. Ни близкие, ни верующие, ни ученые, ни правители. Можно было бы списать это на дурной нрав и душевную испорченность злословящего. Но так ли все просто на самом деле? Не стоит ли за тягой к обсуждениям и пересудам что-то еще, более интересное и близкое каждому из нас?

Может быть, это интерес к личности другого? Или стремление его понять? Или желание привести мир в порядок?

Вряд ли какое-либо из подобных объяснений можно принимать всерьез, хотя каждый злословящий обязательно найдет благовидную причину своего «людоедства».

Нет, причина злословия, сплетен, пересудов, поклепа не в интересе к другому, а в интересе… к себе. В интересе к самому себе. Злословие на самом деле берет истоки со здоровой потребности самопознания, в естественном интересе к неизведанным частям собственной личности.

Но, не найдя такого же здорового способа самовыражения, путь этой потребности «искривляется» и «перенаправляется» к другим. Внимание от внутреннего самопознания и самоисследования фиксируется не на случайных людях или предметах. Мы выбираем только тех, кто отражает нас самих. Или какую-то часть нас. Возможно, этот человек бессознательно напоминает вам себя в детстве, 10 лет назад или вчерашнего.

Возможно, он олицетворяет черты, которые бы вам тоже хотелось иметь, или ваши тайные (даже для вас самих) желания. Может, он реализует ваши несбывшиеся мечты или страдает от тех же страхов, что и вы. Может, вам «родны» его недостатки или слабости. В одном из хадисов сказано, что души подобны воинам: те из них, которые узнают друг друга – сходятся, объединяются, а те, которые не находят ничего общего, расходятся. Подобно этому злословящий и тот, о ком злословят – это воины, которые сходятся. Иными словами, в том, о ком злословят, всегда есть качества, присущие тому, кто совершает злословие.

Один из психоаналитиков однажды написал: «Возможно, те, кто получает теневые проекции от других, будь то Эстер Прин из «Алой буквы», салемские ведьмы, дьяволы Лаудона, евреи Польши, гомосексуалисты, целый сонм других мучеников бессознательного, - окажутся оклеветаны, распяты, ошельмованы, отправлены на костер или в газовую камеру или сгинут в безвестности. Они – живое воплощение нашей тайной жизни, и за это мы будем ненавидеть их, оскорблять и уничтожать, ибо они совершили самое ужасающее из злодеяний – напомнили о тех наших сторонах, наблюдать которые нам нестерпимо». Сказать, что человек психологически не имеет ничего общего с вами, в то время как он вызывает в вас бурю негативных (или позитивных) эмоций,  - значит, в очередной раз солгать себе.

При чем вы можете понаблюдать следующую закономерность: чем меньше человек знает самого себя, о своих противоречиях, теневых сторонах психики, изъянах души, тем больше у него энергии для предрассудков и нетерпимости. В «знать себя» включено не только знание о своих вкусах, предпочтениях, прошлом или интересах. Знание здесь подразумевает более глубокое понимание себя, осознавание своих глубинных процессов, темных и светлых сторон своей души и понимание – что ты еще не знаешь себя настоящего.

В хадисе Кудси Всевышний Аллах говорит: «Если бы твои друзья и любимые почувствовали запах твоих грехов и знали бы то, что знаю Я о них, они бы никогда не дружили и не приблизились к тебе»… Если бы другие знали нас настоящих, то они не приблизились бы из отвращения и презрения, заслуженного нами. И этот хадис обращен к каждому из нас. И каждый из нас знает правду о самом себе – неприятную, обжигающую, стыдную. Не потому ли мы стремимся указать на недостатки других, чтобы заглушить голос этой совести, напоминающей нам о собственной порочности? Мы клянем зеркала, отражающие испорченность наших душ. Нам интересны недостатки других только потому что они бессознательно напоминают нам наши собственные.

Если бы мы знали себя также хорошо, как любим судить и исследовать других, тогда мы были бы намного скромнее в оценках других людей и были бы менее горделивыми в оценке самого себя – до недостатков других нам просто не было бы дела.

«Но кто в силах снести эту тяжесть: увидеть себя в широком диапазоне человеческих качеств?» Для этого нужно много храбрости, труда и правдивости. Однако результат того стоит. Но об этом – позже.

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle