• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Почему мы лишаемся радости намаза?

Время чтения: 4 мин
11622

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

Минуты намаза – это самые светлые, чистые, «самозабвенные» мгновения в жизни верующего. Минуты счастья, которые не сравнятся с годами счастливой мирской жизни. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, говорил, что молитва была наилюбимейшим для него делом в этой дунья. В хадисе говорится: «Из вашего мира для меня приятными были сделаны женщины и благовония, а отрадой для моих глаз – молитва!»

В другом хадисе сказано: «Молитва – это свет» . Однако не все, кто совершает намаз, знакомы с восторгом, испытываемом при намазе. Не все совершают его искренне, отдаваясь ему и умом, и сердцем. И не каждый знаком по опыту со светом добросовестно выполненной молитвы.

Символ душевного благополучия

Свое душевное состояние я обычно определяю по молитве: если во время молитвы я не испытываю восторга и страха присутствия перед Всевышним, если в молитве я не забываю не только о мире, но и о себе, тогда я понимаю: что-то не так в моем духовном мире, где-то я допустила ошибку между намазами, где-то сердце «испачкалось».

В иных случаях, когда жизнь сердца течет по верному руслу, человек ощущает трепет, радость при намазе, наслаждается каждой долей секунды, проведенной в ней. Однако поддержка такого состояния требует трудов, мужества, правдивости с собой и искренности перед Всевышним.

Если человек не чувствует удовольствия от молитвы, то есть серьезный повод задуматься о своей жизни, о своем направлении, о своих приоритетах и образе мыслей. О чем он думает чаще всего? Какие цели преследует изо дня в день? Что является смыслом его в жизни?

Влияние намаза

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Первое, за что человек будет спрошен в день Страшного Суда, будет молитва. Если он был покорен в этом вопросе, то преуспеет в остальном; если нет, то потерпит убыток»  В другом хадисе сказано: «Если человек совершает молитву, она будет для него светом и спасением в день Суда. Если же человек не соблюдает молитву, то у него не будет света и спасения, и в день Суда он будет вместе с Каруном, Фараоном, Наманом и Убайей бин Халяфом»*

*Враг мусульман из числа курейшитов

Искренняя молитва укрепляет человека на пути истины, она отдаляет его разум и тело от греховного, она сохраняет сердце в состоянии непорочности. Намаз подобен благовонию, который оставляет в сердце человека след аромата, а в его делах – шлейф блага. Молитва – это всегда шаг: если это не шаг вперед навстречу к Всевышнему, тогда это шаг назад к мирским заботам и в руки дьявола. Как сказано в Коране: «Читай им то, что открыто тебе из Писания и выстаивай молитву; ведь молитва удерживает от мерзости и неодобряемого».

В чем причина «безрадостного» намаза?

Как я говорила, индикатором моего внутреннего состояния являются чувства, испытываемые при молитве. Я искала причину того, почему не всегда получается выполнять ее в довольстве, радости и страхе перед Всевышним… И нашла. Я думаю, что наши дела (совершенные до молитвы) влияют на нее так же, как молитва влияет на дела, совершаемые после нее. Если человек не заботился о своей душе, мало поминал Всевышнего и не фильтровал свои мысли и дела до молитвы, то как можно надеяться на то, что ступив на молитвенный коврик, он отрешится от мирского, а его сердце тут же изменится и станет радоваться намазу? Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Воистину, когда верующий совершает грех, он отмечен черной точкой на его сердце, а если он покается и оставит этот грех, и упрекнет себя за него, то очистится его сердце, а если он добавит еще грех, то черная точка будет увеличиваться, пока не покроет все сердце, и это та пелена, о которой говорится в аяте: «Так нет же! Деяния их окутали пеленой их сердца».

Если молитва – это свет, то его лучи не могут пробиться сквозь пелену грехов и покров черных точек на сердце человека. И здесь одного благого намерения совершить молитву как следует – недостаточно. Человек должен очищать свое сердце покаянием и стирать таким образом с него черные пятна прегрешений. Наилучшего приема у вельможи удостаивается тот, кто пришел к нему в наилучшем виде и с багажом добрых дел. Так же и с верующим, который идет на встречу со Всевышним, – удовлетворенным и счастливым во время намаза (и после него) становится тот, кто представил свое сердце в наилучшем виде и пришел к Господу своему со свитой добрых дел и чистых намерений.

Если мы хотим добиться совершенства в молитве чтобы она стала источником нашего счастья и любимейшим занятием, каковой она была для Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, тогда мы должны уподобить молитве всю нашу жизнь. Помнить о Всевышнем, вести себя в жизни так же «примерно», как и во время намаза, жить так, будто видишь Всевышнего перед своими глазами. И, как сказал Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, «ведь даже если ты его не видишь, Он видит тебя».

Состояние во время намаза – это отражение нашей духовной жизни. И если мы хотим чувствовать себя счастливыми и радостными в эти каждодневные пять пятиминуток, тогда мы должны идти путем блага все остальные 24 часа. Тогда намаз будет подобен триумфу победителя, в котором верующий, одолев своих внутренних врагов, возвращается к своему царю за почестями.

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий.

Социальные комментарии Cackle