Реклама

Отношение к рабству в исламе. Часть 2

1377

Отношение к рабству в исламе. Часть 2

Отношение к рабству в исламе. Часть 2

В Исламе изначально не было рабства

С самого начала основания Ислама для людей были открыты двери к свободе и окончанию рабства. Ислам не игнорировал условия реальности и не одобрял их, он их просто регулировал… Как выразилась немецкий ученый Анн-Мари Шиммель: «…с появлением Ислама рабство было обречено на исчезновение».

Шариат ограничивает возможности увеличения числа рабов. Например, это возможно в случае войны (когда берут пленных в заложники) или если ребенок рожден в семье слуги. В случае войны возможны другие варианты. Как сказано в Коране:

«А потом или милуйте, или же берите выкуп до тех пор, пока война не сложит свое бремя» (сура «Мухаммад», аят 4)

Ислам облегчил положение людей, находившихся в рабстве

Как поступали мусульмане с людьми, находившимися в рабстве? Во-первых, им были даны те же права, что и у свободных людей, в большинстве мирских вопросов. В плане вознаграждения поклонение рабов оценивается не меньше, чем поклонение свободного человека. Его благодеяния принимаются. Он имеет право на собственность и имущество.

Они также могут добиться освобождения при соблюдении определенных условий и им нельзя в этом препятствовать. Как сказано в Коране:

«Если невольники, которыми овладели ваши десницы, хотят получить письмо о сумме выкупа, то дайте им такое письмо, если вы нашли в них добрые качества, и одарите их из имущества Аллаха, которое Он даровал вам» (сура «ан-Нур», «Свет», аят 33)

В Исламе освобождение раба является богоугодным делом

Освобождение раба служит искуплением грехов и возможностью освобождения от Ада. Передают, что Абу Хурайра сказал: «Я слышал, как посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «[Если] кто-нибудь освободит верующего раба, то за каждую часть его тела Аллах избавит от Огня каждую часть тела [освободившего, в том числе] — его половые органы за половые органы [раба]».

Государство также служит пособником в освобождении рабов, так как закят – налог, оплачиваемый состоятельными мусульманами – тратится помимо других нужд и на их освобождение.

Историческая справка

Согласно источникам, известно, что Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, освободил 63 слуг. Число слуг, освобожденных Аишей, да будет доволен ею Аллах, было 67. Аббас, да будет доволен им Аллах, освободил 70 рабов. Абдуллах ибн Умар, да будет доволен им Аллах, освободил одну тысячу рабов и Абд-Рахман выкупил три тысячи рабов и освободил их.

«В исламском халифате слуга часто был лучше одет, накормлен и защищен, чем обычный свободный мусульманин» (Рим аль-Файсал, «Рабство в Америке и других государствах. Различия»).

«Вся история Ислама свидетельствует, что рабы могли занимать любую должность, и многие бывшие военные рабы, как правило, набиравшиеся из числа среднеазиатских тюрок, становились военачальниками и часто даже правителями в восточном Иране, Индии, и средневековом Египте» (Анн-Мари Шиммель, «Введение в Ислам»).

«Заиду, вольноотпущеннику Пророка, часто было доверено командование войсками, и благороднейшие капитаны подчинялись ему беспрекословно; и Осама, его сын, был удостоен руководства экспедицией Абу Бакра против греков. Кутб уд-дин, первый король Дели, также в прошлом был рабом» (Амир Али, «Дух Ислама. История эволюции идеалов Ислама»).

Таким образом, из вышесказанного можно сделать следующий вывод. Ислам изначально не инициировал рабство, рабство существовало уже во время появления Ислама. Однако практики его были направлены на освобождение людей от служения людям. Более того, даже будучи рабами, они могли рассчитывать на достойное, уважительное отношение со стороны свободных людей и самого Пророка, да благословит его Аллах и приветствует.

Ася Гагиева

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home