• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Остатки невежества в поведении современных мусульман. Часть 2

Время чтения: 5 мин
5215

С именем Аллаха, Милостивого и Всемилостивого!

Остатки невежества в поведении современных мусульман. Часть 1.

Коррупция

Мусульмане понимали свою ответственность перед Всевышним за то, что дано им в заботу. Поэтому никто из них не стремился к власти и высоким должностям. Но если им все же давали ответственность за что-либо, то они исполняли это наилучшим образом.  Так, в книге «Тарих-и-Табари» рассказывается, что после победы при Мадаине, когда мусульмане собирали трофеи, один из них принес найденное им и передал казначею. Оно было настолько ценным, что все, кто его видел, были поражены. Они никогда в своей жизни не видели такого ценного сокровища.

Они начали расспрашивать его: «А точно ли ты не утаил его часть?». «Клянусь Аллахом, - ответил он, - если бы я хотел, я бы мог присвоить все целиком, и вы бы ничего не узнали». Этот откровенный ответ произвел на них глубокое впечатление, и они почувствовали, что перед ними необыкновенный человек. Они стали просить его назвать свое имя, но он отказался. «Я не могу назвать вам свое имя, – сказал он, – потому что вы начнете тогда хвалить меня, а хвалить следует только Аллаха. Я вполне удовлетворен тем, что он посылает в награду».

Когда он ушел, за ним послали человека, чтобы выяснить, кто он такой. Оказалось, что это был Амир из племени Абд-и-Каис.  Достоин подражания пример халифа Умара. В возрасте 35 лет он принял под свою ответственность исламскую державу, включавшую Аравию, Египет, Северную Африку, земли современного Пакистана, Афганистана, Средней Азии, Иран, Ирак, Закавказье, Испанию. Умар, да будет доволен им Аллах, считал, что лучшим способом защититься от казнокрадства было подать собственный пример. Так, он отдал все свое имущество и сбережения жены в государственную казну, оставил себе лишь клочок земли и довольствовался единственным платьем из одежды.

Снобизм

Мусульмане были далеки от чувства гордости и превосходства, и поэтому халифы и наместники принимали за оскорбление проявление к ним особого почтения. Для них общение с простыми людьми не было подвигом духа, они вели себя просто и скромно. Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, часто говорил: «Я свидетельствую, что все люди – братья». И он также осуждал что-либо, что ведет к разделению людей. Так, в одном из хадисов говорится: «Тот, кто живет в какой-либо группе (группа в данном случае подразумевает разделение людей по различным признакам: цвету кожи, национальности, социальному положению и др.) – это не один из нас. Тот, кто умирает в какой-либо группе, - это не один из нас. Тот, кто защищает деление людей на группы, - это не один из нас». Рассказывают, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сердился на людей, если они вставали, когда он зайдет. Таким образом, мусульманам была чуждой любовь к почету и самовосхвалению. Презирая земную жизнь, они также презирали и поклонение ее благам, и тем более не позволяли себе возвышаться на основе превосходства в чем-либо из мирских преимуществ.

Раболепие и подхалимство

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, а затем и его сподвижники воспитывали в людях свободных людей, а не рабов и подхалимов. Для каждого были запретными честь, жизнь, имущество другого, вне зависимости от занимаемого им положения. Мусульмане не унижали слабых и не унижались перед сильными. Например, в одном из хадисов рассказывается, что перед битвой при Бадре Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, выстраивал, сплачивал ряды, держа одну веточку в руках.

Один из сподвижников по имени Савад немного вышел вперед. И тогда Пророк, да благословит его Аллах и приветствует, ткнув в его живот, причинил ему боль, и сказал: «Встань в ряд, встань в ряд». Савад, да будет доволен им Аллах, ответил: «О Посланник Аллаха, ты причинил мне боль!». Он, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Что ты хочешь?» Сподвижник ответил: «Хочу отплатить тем же. Ты ударил меня, и я ударю тебя». Посланник Аллаха, мир ему и благословение Всевышнего, отдал ему эту палочку со словами: «Возьми, и получи свое». Но Савад сказал: «О Посланник Аллаха, ты ударил меня в живот, когда он был открыт».

На это Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, поднял одежду и обнажил своё тело. Но Савад  вместо того, чтобы «отомстить», как и ожидалось от него, подошел к Пророку, да благословит его Аллах и приветствует, и поцеловал в знак уважения. Удивлённый Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, спросил его: «Что подвигло тебя на это, о Савад? Почему ты это сделал?» Тот ответил: «О, Посланник Аллаха, ты знаешь, что нас ожидает. Я же хотел, чтобы последним моментом, связанным с этим миром, было прикосновение к тебе». Это одна из историй, показывающих, что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, что воспитывал в своих последователях свободу духа, честь и достоинство, которые они не теряли в присутствии более сильных и влиятельных.

Однажды Хасан аль-Басри сказал табиинам: «Я застал 70 участников битвы при Бадре. Если бы вы увидели их, то вы б подумали, что они сумасшедшие. А если бы они увидели вас, то они подумали бы, что вы не имеете отношения к религии». Если принять во внимание те черты невежества, с которыми бесконфликтно могут уживаться те, кто относят себя к мусульманам, то можно сказать, что слова имама – совершенно справедливы. Религия Ислам заключается не только в совершении религиозных обрядов и повторении слов и молитв, но она представляет собой комплекс высоконравственных черт, определенных принципов и непоколебимых правил, которым мы обязаны следовать. И уделяя внимание первому, нам нельзя забывать и втором. Иначе наша религия имея только тело, потеряет душу.

Ася Гагиева

Понравилась статья? Поделитесь ей с друзьями на Facebook!

Социальные комментарии Cackle