• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

Особенности духовного джихада. Часть 2

Время чтения: 2 мин
4439

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!


В первой части данной статьи мы говорили о такой важной особенности духовного джихада как отсутствие свидетелей в качестве других людей. Важный плюс этой особенности в том, что это оберегает человека от показухи и создает глубокую связь между ним и Всевышним, который становится единственным свидетелем благородных дел и помыслов Своего раба.

Враг

Другой чертой, отличающей войну с оружием в руках от большого джихада, является особенность врага. В обычной войне ты знаешь своего противника в лицо, ты знаешь его форму, флаг, язык. Тебе достаточно увидеть его, чтобы тут же насторожиться и приготовить оружие к бою. Твоя цель имеет определенную форму и признаки.

Но что происходит во внутренней борьбе, в которой и друзья и враги обитают в сердце человека? На этом поле легко спутать врага с другом и пойти на поводу у первого. В этой войне человек может перебегать с одной стороны на другую и каждый раз искренне верить, что находится на «правильном пути».

Здесь противник не имеет конкретных признаков, он меняет форму, цвет, направление. В духовном джихаде твой враг говорит на твоем языке, использует твои слова и мысли и играет на твоих слабостях. Он обладает такой хитростью, что ты принимаешь исполнение его злой воли за свое благо. Всевышний Аллах предупреждает нас в Коране: «Вам предписано сражаться, хотя это вам неприятно. Быть может, вам неприятно то, что является благом для вас. И быть может, вы любите то, что является злом для вас. Аллах знает, а вы не знаете»  Также в другом аяте сказано: «…ведь вам может быть неприятно то, в чем Аллах заложил много добра»

Стрелять во внешнего врага гораздо легче, чем договариваться со своим внутренним «недоброжелателем». Во-первых, внешнего врага легко обнаружить, а во-вторых, потому что ты не чувствуешь его боли.

В духовном джихаде все не так - твой враг неявен и вступая в борьбу с ним, ты чувствуешь каждый момент схватки, в которой борются покорность Аллаху и нежелание повиноваться Ему, фитра и нафс, добро и зло. И легче одержать сто побед с внешним врагом, чем сознательно выиграть внутреннюю битву.  Но, наверное это именно то, что делает духовный джихад большим джихадом. Неслучайно один мудрец сказал: «Победи себя, и ты выиграешь тысячи битв».

Для человека невыносимы внутренние конфликты, он подсознательно стремится к целостности, единству, миру внутри себя. А это невозможно, если приходится бороться с какой-то частью, которая тянет тебя ко злу. И многие во избежание этих конфликтов просто поддаются ей. Они следуют принципу "лучший способ избавиться от искушения – поддаться ему". Наверное, потому что отказаться от близкой, дорогой, привычной части самого себя, гораздо труднее, чем от целой армии чуждых тебе противников. Но опять же – победа над другими невозможна без победы над собой. Как сказал известный алим и имам Мухаммад Муртаза аз-Забиди: «Джихад с нафсом назван самым великим потому, что тот, кто не способен победить врага внутри себя, не может выиграть и внешнего врага. Как же он сможет победить внешнего врага, если он покорен врагом, который находится внутри тебя?»

Ася Гагиева

Что Вы думаете об этом?

Оставьте свой комментарий. 

Социальные комментарии Cackle