Реклама

Ошибки в понимании предопределения. Часть 2

2132

«Мы не изменим положения людей, пока они не изменят самих себя»

«Мы не изменим положения людей, пока они не изменят самих себя»

Первая часть

3.  Причина моих несчастий – предопределение

Предопределение используется в качестве причины для оправдания негативных явлений или событий в жизни человека. Как будто предопределение снимает с человека ответственность за то, чтобы он боролся с несправедливостью, невежеством, угнетением, нищетой, болезнями и т.д. Не складываются отношения в семье? «Это предопределено» Не получается добиться результатов в работе? «Это предопределение» Есть пробелы в образовании? «Это предопределено»

Всевышний Аллах установил систему причин и следствий, которая и составляет основу этого предопределения. Если ты работаешь над собой, трудишься, развиваешься, тебе будет «предопределено» достижении более высоких результатов. И наоборот – если ты не делаешь ничего, чтобы исправить свое положение, делаешь недостаточно или не совсем правильно, то тебе будет «предопределен» противоположный результат. Или же этот опыт приведет тебя к чему-то новому.

Если мы не учитываем эту причинно-следственную систему, установленную Всевышним Аллахом, тогда мы не должны винить в своих ошибках предопределение. Например, болезнь – предопределение, но и поиск лекарства и исцеления – тоже предопределение. Потому что Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал, что Всевышний не создал болезни, не даровав исцеление от нее. И это должно побуждать человека к поиску средств избавления от своего недуга.

Тогда мы можем противопоставить «предопределенной болезни» «предопределенное исцеление» благодаря нахождению лекарства и лечению. Предопределение не может быть оправданием лени и слабости. Правильное понимание этого явления приводит ко многим позитивным переменам в жизни человека. Потому что мы знаем, что можем изменить ситуацию, воздействовать на нее, быть более сильными и получать более высокие результаты. Понимание предопределения должно делать мусульман не слабыми и безвольными, а наоборот более мотивированными и целеустремленными.

Мы должны бросить вызов «предопределенным» болезням, несправедливости, слабости, притеснениям, невежеству, предопределенными усердием, рвением, стремлением к образованию, повышения качества жизни и т.д. Рассказывают, что однажды Умар, да будет доволен им Аллах, направлялся с группой мусульман в один город. И когда оттуда пришла весть о том, что там бушует чума, он приказал развернуться. Тогда один из мусульман спросил его: «Ты убегаешь от предопределенного Аллахом?» А Умар, да будет  доволен им Аллах, ответил: «Я ухожу от одного предопределения (войти в город, заболеть и умереть) к другому (не идти в  этот город и выжить)».

4. Причина моих ошибок – в предопределении

Предопределение также часто используется, чтобы оправдать свою халатность, недостаточную компетентность, нехватку навыков и умений в работе. Человек ответственен за качество того, что он делает. И поэтому он не должен перекладывать ответственность за последствия своих поступков на предопределение. Может ли водитель, который нарушает правила, обвинять в совершении им аварии предопределение? Может ли врач, которому не хватает компетентности и заботы о пациентах, обвинять в смерти пациента предопределение. Может ли студент, который не посещал занятия, не занимался по дисциплине, обвинять в провале экзамена предопределение? Нет,  предопределение не прикрывает наших недостатков и ошибок.

Как говорил основатель аналитической психологии Карл Юнг «Когда вы не осознаете происходящее внутри вас, снаружи это кажется судьбой». Всевышний Аллах дал нам возможность меняться: «Мы не изменим положения людей, пока они не изменят самих себя» (сура «ар-Раад», «Гром», аят 11) и тогда будут меняться условия нашей жизни, качество, наша эффективность и вклад в эту и будущую жизнь. Нельзя обвинять предопределение, не учитывая того вклада, который мы сами вносим в то что происходит с нами: наши отношение, положение, качества, характер, эффективность и т.д.

Рассказывают, что к Умару, да будет доволен им Аллах, привели одного вора и он спросил у него, что его заставило совершить кражу. Вор ответил: «Предопределение» и Умар, да будет доволен им Аллах, назначил ему двойное наказание: первое – за кражу, второе – за то, что он обвинил в своем грехе предопределение. Потому что предопределение… не оправдание для грехов, несчастий и собственных ошибок.

Ася Гагиева

Смотрите также:
Социальные комментарии Cackle
Home