• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

О важности любви в воспитании ребенка

Время чтения: 6 мин
5987

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного! 

Если ты прикасаешься ко мне тихо и мягко.
Если смотришь на меня и улыбаешься мне,
Если слушаешь, что я иногда говорю,
Перед тем, как творишь сам,
Я вырастаю, действительно вырастаю.
Брэдли, 9 лет

Пример Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Будьте щедры к своим детям и воспитывайте их наилучшим образом»[1]. Пророк Мухаммад, алейх1и саляту вассалям, сам был наилучшим примером воспитателя. Анас ибн Малик, да будет доволен им Аллах, сказал: «Я служил Пророк на протяжении десяти лет. Он никогда не сказал мне «уфф», и он никогда не попрекал меня тем, что я что-то не сделал: «Почему ты этого не сделал?», или тем, что сделал: «Зачем ты это сделал?». Также Анас ибн Малик рассказал, что однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, попросил его куда-то сходить. Анас сказал: «Клянусь Аллахом, я не пойду!» - но в сердце чувствовал, что нужно пойти и сделать то, что сказал мне Пророк Аллаха. Я вышел и встретился  с ребятами, играющими на улице. Так прошло много времени,  пока Посланник Аллаха, неожиданно подошедший сзади, не поймал меня за шкирку. Когда я посмотрел на него, он, смеясь, сказал: «Анасик, пойди, куда велено». Я ответил: «Да, уже иду, Посланник Аллаха» [2] .

Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, был очень милосерден и  в то же время весел в отношениях с детьми. Он хорошо понимал детскую душу, ее чистоту и восприимчивость. Однажды Посланник Аллаха. Да благословит его Аллах и приветствует, возглавлял молитву и взял с собой своего внука. Посадив ребенка рядом, он опустился в земном поклоне и надолго задержался в нем. Один из тех, кто был там, сказал: «Я поднял голову и увидел на спине Посланника Аллаха ребенка. Тогда я снова перешел в земной поклон». Когда молитва закончилась, люди спросили: «О Посланник Аллаха, во время молитвы мы так долго совершали земной поклон, что подумали, не случилось ли чего и не нисходит ли на тебя в это время божественное откровение». Тогда Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «ничего не произошло. Просто мой внук залез мне на спину, и мне не хотелось его тревожить, пока он не наиграется»[3]. И как рассказывает Абу Хурайра однажды Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, взял Хасана или Хусейна за руки, поставил его ступни поверх своих ступней и сказал ему: «Карабкайся наверх».

Подобные истории раскрывают не только широту души, богатство и красивый нрав Пророка, да благословит его Аллах и приветствует, но также являются для нас примером отношений с детьми – пример воспитания детей в любви, понимании, душевной щедрости.

Один из видных ученых Ислама, Мухаммад аль-Газали, в «Возрождении наук о вере» писал:

«Знай, что воспитание детей является среди прочих наиважнейшим, наиглавнейшим делом. Дети – это временно вверенное родителям Всевышним, за что им держать ответ перед Ним. Сердце ребенка при рождении лишено каких-либо отпечатков, сознание его свободно от стереотипов, правил и убеждений. Ребенок восприимчив ко всему, все впитывает. Если его приучат к благому, обучат хорошему и воспитают в этом ключе, то он будет счастлив и в мирском, и в вечном. Родителям его и всем, кто принимал участие в его образовании и воспитании, воздастся благом за его праведные поступки. Если же он привыкнет к злу или будет оставлен без внимания, подобно животному, то станет несчастен, погибнет и ляжет грузом на плечи тех, кто обязан был воспитать его».

О «пользе» битья

Телесное и психологическое наказание все еще числится среди инструментов современных родителей, как самое эффективное, действенное средство. Но будучи действенным в определенный момент, оно накладывает темный отпечаток на сердце и поведении развивающегося ребенка. Как утверждают психологи, «ручное» наказание формирует у ребенка негативные представления о себе. «Меня бьют – значит, я плохой». У него формируются такие черты как замкнутость, безынициативность, развитие замедляется. «Телесное наказание – это мера воспитания посредственности», - утверждает психолог-коуч Илья Захаров. Более того, наказание не способствует хорошему воспитанию. Наоборот, нарушенные отношения с  родителями и плохая самооценка дают ребенку «добро» на то, чтобы совершать плохие поступки втайне от родителей. Не имея хорошей веры в себя, он как бы лишается чувства долга и ответственности. Вместе с тем он учится обманывать, не доверять своим близким, избегать ответственности. В подростковом возрасте такие дети выбирают компании, где к ним предъявляется меньше требований: там может быть дозволенным алкоголь, наркотики, приняты асоциальные нормы поведения. Неверие в себя не позволяет такому человеку добиться значимых успехов и во взрослой жизни. Будучи «битым и униженным», ребенок учится делать то же самое в отношении других. И в первую очередь своих близких… Как сказала французский психолог Анн Шутценбергер: «То, как нас воспитывали, оставляет след на каждом из нас, а часто коварным образом и на наших потомках»

Лучший подарок ребенку – любовь

С рождением ребенка запускается механизм его развития, постепенного «разворачивания» его потенциала, с которым он пришел в этот мир. Этому процессу способствует как физический комфорт, так и эмоциональный. Как утверждает Эрих Фромм, «усложнение строения коры больших полушарий зависит не только от такого внешнего фактора, как питание, но и от таких обстоятельств, как «тепло и нежность» при воспитании ребенка, от степени внимания и количества поощрений, от свободы передвижения и возможностей самовыражения в игре и других формах общения». Пророк Мухаммад, да благословит его Аллах и приветствует, назвал детей «райскими бабочками». Но чтобы эта «бабочка» могла свободно порхать, даря миру лучшее, что в нее заложено, ей необходимы действительно благоприятные, «райские» эмоциональные условия. Это поощрение, любовь, одобрение со стороны семьи, с которой и начинается «мир» ребенка. Эрих Фромм пишет: «Если ребенок не получает положительных стимулов, если ничто не будит его, если он живет в безрадостной атмосфере черствости и душевной глухоты, то ребенок внутренне «замерзает». Ведь нет ничего, где бы он мог оставить свой след; нет никого, кто бы ему ответил на вопрос или хотя бы выслушал его. И тогда в его душе поселяется чувство отчаяния и полного бессилия». И неожиданный конец: «Это однако одна из главных причин, которая способствует развитию садизма, как на индивидуальном, так и на общественном уровне».

Поэт сказал: «Нам не дано предугадать, как слово наше отзовется». Наверно, то же самое, только в негативном контексте можно сказать о наших «воспитательных» шлепках, битье, словесном избиении ребенка, когда мы говорим ему нелестные слова, не выслушиваем его мнения, его проблем. Мы просто «боимся избаловать». Странно, мы боимся избаловать, но не боимся тех моральных, нравственных калек, которые затем вырастают из наших детей, мы не боимся их душевных страданий, которые остаются за гранью нашего видения, мы не боимся того же садизма и эгоистичности, которые закладываем таким образом в своем чаде. Мы боимся какой-то иллюзии «избалованности» и остаемся совершенно спокойными при виде реальных негативных последствий «воспитания». Мы собственными руками душим самое лучшее, что есть в наших детях, а затем удивляемся обществу озверевших, жестоких убийц и насильников. Они не спускаются с неба, они вырастают на наших глазах, униженными, лишенными любви, потерявшими веру в себя. И вполне естественно, что человек не может дать миру то, чего он не имеет сам. Я всегда говорю, что не бывает плохих детей, бывают бездарные родители. Начинайте воспитание ребенка с самого себя!

[1] Анас ибн Малик, Ибн Маджа

[2] Абу Дауд

[3] Ан-Насаи

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle