• Фаджр
  • Восход
  • Зухр
  • Аср
  • Магриб
  • Иша

О моральной тупости

Время чтения: 3 мин
8053

С именем Аллаха, Милостивого и Милосердного!

«Все тщатся усовершенствовать общество,
но никто не совершенствуется сам».
Ралф Уолдо Эмерсон

Посланник Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, сказал: «Умен тот, кто требует у своей души отчета и совершает (праведные) дела ради того, что будет после смерти»  Понимание своей ответственности за поступки и осознание их последствий в мире земном и вечном – это признак психологически зрелой личности. И действительно, тот, кто отчитывает душу, понимая ее слабость перед соблазнами и несовершенство перед Всевышним, хотя бы открывает себе двери к спасению. Войдет он или не войдет – это, конечно, еще вопрос. Но все-таки открытые двери – это хоть какой-то шанс что-либо изменить.
Противоположностью такой позиции является такое личностное явление как моральная тупость. Этот термин пришел из психиатрии. Когда в 1873 году психиатр Пантелеева Г. П. на основе исследования большой группы психически больных людей обнаружила, что для многих из них характерно проявление… эмоциональной тупости. Она проявляется в дефекте высших, присущих только человеку эмоций. Затем эмоциональную тупость «переименовали» в нравственную тупость. И в конце концов, в 1995 году – остановились на термине «моральная тупость». К сожалению, это не редкое явление в современном обществе. В. Шляхов пишет об этом синдроме так: «Синдром моральной тупости не имеет пола, возраста, национальности или правовой принадлежности.  Он формируется из ряда многих причин. Но в его корне скрыто одно и очень важное -  психически нормальная личность, вдруг   полностью  теряет жизненные ориентиры или утрачивает социально - значимые отличия человек от животного.

Личность перестает быть личностью и  управляет этим существом  «стадо», «толпа» подобных. Реальная оценка своего поведения лежит у них  на рефлекторном уровне. Чужая боль этих людей уже не волнует, не трогает. Им всегда жалко только себя.  Это выраженный дефект с моральной тупостью, грубыми проявлениями инфантилизма, падением творческих возможностей, утратой общепринятых интересов, снижением психической активности, незрелостью эмоциональных проявлений с сугубо рациональным отношением к себе и собственным интересам. Перед нами требующее к себе внимания  инертное  существо,  ничего  не дающее этому обществу. Полностью игнорирующее  моральные правила поведения. Проявляющее активность только в своих интересах. Достижения цели любыми путями. Синдром проявляется в различных слоях общества, это могут быть простые обыватели, представители интеллигенции, люди из экономически защищенных или политических  кругов».

В основе моральной тупости лежит эгоцентрическая озабоченность собственными интересами, которая сопровождается уверенностью в собственной непогрешимости, убежденность в своей безгрешности. Такие люди идут по жизни, не заглядывая в свою душу, не анализируя происходящее с их сердцами. В бедах, проблемах, несчастьях виноваты и родители, и соседи, и правительство, но только не они сами. Кто угодно, кроме них. В понимании таких людей они являются неким ядром, а все остальные – так, средства для достижения целей. Психолог Томас Харрис пишет о них: «Такой позиции держатся неисправимые преступники. Это люди «без совести», убежденные, что с ними все в порядке и в любых обстоятельствах вина ложится на кого-то другого. Это состояние, названное когда-то «моральной тупостью», состоит в том, что человек отвергает любую информацию, свидетельствующую о благополучии других».

По словам психолога, лечение таких людей редко приводит к результатам, потому что такие люди переносят свое убеждение: «Вы все… плохие, а я хороший» даже на врача и терапевта.

Опасность моральной тупости в том, что человек, не имея прочной ценностной системы, может пойти на любое преступление, на любой грех, если это соответствует его интересам. Это могут быть как убийцы, так и клеветники и любители проклятий, которые «в отместку» за причиненное им зло не выбирают средств для выражения своей обиды. Даже если это верующий человек, который знаком с нормами шариата, он может считать, что те плохие дела, которые он творит – оправданны, даже если они противоречат велениям Всевышнего.

Яркий пример моральной тупости – это рассказ индейца. Однажды у него спросили, что такое добро и зло. Индеец ответил: «Если я украду жену соседа, то это добро». «А если сосед украдет вашу?» «Тогда это зло».

Какое может быть противоядие против моральной тупости? Я думаю, что это слова Посланника Аллаха, да благословит его Аллах и приветствует, который сказал: «Относись к людям так, как ты хотел бы, чтобы относились к тебе». А также другой хадис: «Не достигнет совершенства в вере тот, кто не желает своему брату того, что желает самому себе».

Ася Гагиева

Социальные комментарии Cackle